Барон Сигизмунд фон Герберштейн, дипломат Священной Римской империи германской нации, в 1556 году писал:
«Славнейшие некогда город и область вандалов были пограничны с Любеком и Голштинским герцогством, и то море, которое называется Балтийским, получило название от этой Вагрии, и притом само оно <…> удерживает у русских своё название, именуясь Варецкое море, то есть Варяжское море; сверх того Вандалы в то же время были могущественны, употребляли, наконец, русский язык и имели русские обычаи и религию» [Записки о Московии. – СПб., 1866].
Можно ли доверять этим удивительным словам барона, который владел рядом местных славянских диалектов? Стоит понимать, что он был непосредственным свидетелем своего времени, живой истории. О нем, в частности, А.П. Кузьмин писал, что некоторые средневековые авторы «имели возможность воспользоваться данными живой истории». И от этого просто так не отмахнуться: барон был непосредственным свидетелем событий, которые описывал. Получается, что вандалы, были славянским народом, который он напрямую относил к русам. Впрочем, еще более ранний автор Мавро Орбини, не находя разницы между венедами и вандалами, относит вандалов к славянам.
На этот счет А.П. Кузьмин также отмечал, что:
«Говоря о «русских» на Балтийском Поморье, С. Герберштейн, очевидно, имел в виду не их самоназвание или обозначение в XVI в., а факт реальной родственности их московским «русским»» [Начало Руси. Тайны рождения русского народа. ООО "Издательский дом "Вече". М. 2003].
В этой связи назвать случайностью появление династии русов Рюриков из Центральной Европы на княжении в Руси нельзя.
На периоде могущества русов в Центральной Европе с начала эры и до 5 века «серьезная наука» своего внимания не акцентирует. Но мощный союз в этот период так называемых славянских племен был союзом родственных групп одного этноса.
С.А. Ершов назвал его Великим Венедским Союзом. Преемником Великой Венедской Руси стала Великая Русь IX века н.э. Он, в частности, пишет:
«Народ русов (речных жителей) был могуч и однороден во всей Великой Венедской Руси, в которую входили Южно-балтийская Русь, Северо-восточная Русь и Южная Русь, которая стала древней Великой Русью. Древняя Великая Русь представляла объединение (трех частей), близкое к государственному, с выборным, договорным органом управления, выражаясь современным языком, эта форма была близка к конфедерации. Союзы областей управлялись князьями, старейшинами и воеводами. Южно-балтийская Русь управлялась сначала выборными воеводами, князьями, а после наследственными князьями». [Ершов С.А. Великая Русь: Народонаселение и войны I – XX вв. 1997].
Тесная связь южного берега Балтики с восточноевропейскими русскими землями отражается и в некоторых сагах. Так в не самой популярной у традиционных историков саге о Тидреке Бернском постоянно упоминаются «вильтины» (вильцы-велеты), в тесной связи с которыми находится Русь. В указанной саге действие разворачивается от южнобалтийского побережья до «Палтескиа» и «Холмгарда». Сага записана в XIII в., но отражает события IX в.
В ней отражен период, когда вильтины господствовали на берегах Балтики а, например, датские конунги были у них лишь в подконунгах. Тидрексага – типичное творение западнославянского эпоса, в которых всегда преувеличивают успехи своих. Возможно, в нем имеет место и некоторое поэтическое преувеличение, как отмечал А.Г. Кузьмин, но постоянное упоминание Руси и русских только подтверждается, что с ее явлением в тот период считаться приходилось всерьез.
Реальный Тидрек, как и его соперник Одоакр, жил в V в. и соперничали в борьбе за Рим. Но предания о них сохранялись на Балтике, и новгородский летописец XIII в. упомянул косвенно об этой распре, назвав Тидрека «поганым и злым».
Жизнь на этой территории текла бурная. Именно русы под предводительством князя Одоакра, свергнув последнего императора Западно-римской империи, четырнадцать лет владели Италией (476 г. н.э.). Историк VI века Иордан, называет Одоакра ругом-русом («genere Rogus»). В западнославянских исторических сказаниях он именуется славянским князем, но чаще «русским» или «ругским» князем, герулом с острова Рюген (Русия (Russia), Ругия (Rugia), Рутения (Ruthenia), Руйана (Rojna)). Польский историк XV века Я. Длугош называет Одоакра русином. О том, насколько популярен и известен был Одоакр даже еще в XVII веке, говорит его популярность среди казаков и русских войска Богдана Хмельницкого, боровшихся с поляками. Об этом свидетельствует «Белоцерковский универсал» Богдана Хмельницкого (28 мая 1648 года), где говорится о «русах з Ругии от помория Балтийскаго».
Есть любопытные топонимические связи Южной Балтики с Восточной Русью, на которые мало кто из историков обращает внимание. Так, например, знаменитому озеру Селигер находится параллель на острове Рюген – озеро Selliger. А.Г. Кузьмин полагает, что название это докельтское. И приводит факт упоминания на фракийской территории кельтского племени Celigeri. Также и название города Ростова вполне сопоставимо с поселением Radestow «в Старградском округе». И это название не объясняется ни из славянских, ни из угрофинских языков.
Адам Бременский писал: «К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом. За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии». В Новгородской области и поныне есть город Демянск, вполне созвучный Дымину, и в Архангельской области река Пена.
Нельзя не сказать и о названии озер в Германии Колпин, которых там целых десять, созвучных имени города Колпино по Санкт-Петербургом. Причем на территории Росси и сегодня почти сотня рек и речек с названиями Колпинка, Колпа, Колбинка. Об этом я писал в книге «Колпь. Страна Лебедия» [СПб, изд-во «Нестор-история». 2013 г.]
Перевод Тидрек-саги выполнил А.Н. Веселовский. Он пришел к выводу, что в основе ее лежит саксонское сказание. [А.Н. Веселовский. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском. СПб., 1906].
В этой саге русские не эпизод, а постоянный политический партнер и Тидрека, и гуннов, с которым ее противникам приходилось серьезно считаться. В прологе показана Русь рядом со Швабией и Венгрией на пути с юга к Виндланду, на земле балтийских славян. В саге Русь чаще всего именуется Руциландом. Видимо, здесь имеется в виду, территория Ругиланда, позднейшей Руссии, и тех прибалтийских областей, также называемых источниками Ругия или Руссия.
И еще один интересный факт из немецкой поэмы «Ортнит», посвященной легендарному конунгу Русиланда Ортниту. Он был племянником некоего Ильи, русского по матери, который был отпрыском легендарных русских конунгов, и правил в Гарде, в Ломбардии (Северная Италия). Из поэмы очевидно, что наличие «русских» в Ломбардии не удивляло немецких сказителей в XIII веке.
В Новгороде тоже помнили о Тидреке, причем помнили как о заклятом враге Руси. Так, в рассказе о падении Царьграда в 1204 году новгородский летописец отмечает предводителя крестоносцев из Берна «идеже бе жил поганый злый Дедрик».
Работа Н.В. Веселовского не получила, видимо, должного внимания в науке. И видный историк А.Г. Кузьмин особо подчеркивал, что такая исключительно важная публикация как «Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском» «предполагала совершенно иную интерпретацию почти всех спорных вопросов, связанных с проблемами происхождения гуннов, русов и ряда других племен».
Чем интересна эта сага? Она оказывается уникальным источником, в котором фигурировали как вождь гуннов Аттила, правитель готов Тидрек (Теодорих), так и русский витязь Илья и русский король Владимир (Вальдемар).
«После того как Аттила конунг недолго пробыл дома, он узнал такие вести, что Вальдемар конунг Гольмгардский, брат Озантрикса конунга, пришел в землю гуннов и производит опустошение с огромным войском».
По саге, Русь находится в тесной связи с вильтинами (вильцами), а также современна фрисландскому конунгу Атилле, и готскому правителю Тидреку. А это 5 век нашей эры. В саге слово «рус», кстати, встречается 52 раза.
Аттила, вождь гуннов, назван «фрисландским конунгом», которых «русские» конунги не признавали равными себе. В ней повествуется о том, что русский конунг отказался выдать дочь за Аттилу, ибо «род его не так знатен, как были русские люди, наши родичи». К слову, фризы обосновавшиеся на севере Голландии, по А.Г. Кузьмину являются потомками гуннов.
Что это была за Русь, о которой идет речь в саге, и в которой в основе ее важнейших событий лежит борьба готов и «русских» на территории Среднего Подунавья? Это было государство Ругиланд, созданное в V веке в Подунавье, в бывшей римской провинции Норик.
Вызывает определенное недоумение отсутствие широкого внимания к такому удивительному источнику информации о Руси Дунайской. Большую часть саг ученые прошерстила вдоль и поперек. Отчего такое прохладное отношение к западноевропейскому источнику, содержащему такие уникальные сведения по русской истории? Может быть, ее сведения противоречат существующей «скандинавской» парадигме происхождения имени «русы»?
Под именем русских Тидрексага описывает народ ругов, что является явным посягательством на идею скандинавского происхождения имени руси и русов.
А что это за русский конунг V века Владимир, широко известный правитель Ругиланда, существовавший задолго до известного князя Владимира Святославовича? И существовал ли он на самом деле?
Веселовский, рассматривая генеалогию Тидрексаги, поставил вопрос: насколько она соединима с данными русских былин? И попытался на него ответить. Он обратился к немецкой поэме Ортнит, а также к былинам о Волхе Всеславьевиче и Добрыне. На основании проведенных исследований пришел к выводу о том, что отчество искомого Влаадимира – Сеславич, Сеславьевич, Сыславич, Всеславьевич. Более того, былинный Волх Всеславьевич и Владимир Всеславьевич – братья по отцу.
Исследование по этому вопросу провел также С.Н. Азбелев, используя для этого Новгородскую Иоакимовскую летопись. Он отметил, что князь Владимир из летописи и из Тидрексаги был правителем Руси в период, когда она подверглась нашествиям гуннов. И в летописи, и в саге совпадают и имя русского князя Владимира, и время его правления – весьма важный исторический этап. Этот этап он определил, как «эпическое время», которое должно было оставить глубокий след в народной памяти» в виде былин.
По саге территория, подвластная, эпическому Владимиру, включала земли от моря до моря и простираясь далеко на восток, превосходя, по всему видать, размеры позднейшего Киевского государства X в. Этим объясняется интерес к Владимиру и Руси в Тидрексаге. [Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 3 (28). 2020].
Согласно Иоакимовской летописи, указанный князь Владимир был одним из сыновей князя славян Вандала, о котором сказано:
«По устроении Великого града умре Славен князь, а по нем владаху сынове его и внуки много сот лет. И бе князь Вандал, владая славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многи земли на вскрай моря повоева и народы себе покоряя, возвратися во град Великий».
Вандал правил в городе Словенске, который основал его далекий предок князь Словен. По сказанию «О Словене и Русе и городе Словенске в 2409 год до н.э. Словен и Рус со своими родами начали уходить в поисках новых земель с берегов Чёрного моря. Через 14 лет вышли на берега озера Мойско (Ильмень), где Словеном был основан город Словенск (великий Новгород), а русом – город Руса (Старая Русса).
После смерти князя Вандала и братьев власть принял князь Владимир. В.Н. Татищев, используя данные хрониста Гельмгольда, подсчитал, что от Владимирова отца до Гостомысла прошло «14 колен», что, считая по 25 лет на одного властителя, составило около 350 лет. И князь Владимир, из Иоакимовской летописи мог править приблизительно в первой половине V в. Что соответствовало времени владычества гуннского правителя Аттилы (ум. в 453 г.).
С гибелью Владимира в сражении с тидреком из Берна прерывается, успешный период в истории Руси, Тидрексага после этого о русах не упоминает. В результате Атилла и Тидрек (Дидрек) завоевали земли Руси. Ею стал управлять родственник Владимира Ирон, собиравший в последствии дань в пользу Атиллы.
В Иоакимоской летописи читаем, что после смерти князя Владимира правили его сыновья и внуки, имена восьми из них неизвестны, но известен девятый потомок Буривой, после которого правителем стал его сын Гостомысл, дед Рюрика.
Таким образом, Владимир Всеславич олицетворял собой значительный пласт истории русов в Европе, кульминацией которого стал 5 век нашей эры. И это происходило за 350-400 лет до того, как «общепринятая» официальная история начала отсчет Рюриковской русской истории.
Именно этот Владимир «послужил, очевидно, первым историческим прототипом былинного князя Владимира», писал С.Н. Азбелев.
Л.П. Грот отметила, что имя отца Владимира указывается как Вандал. И это имя, по ее мнению, «явно общеродовое, но известны вандальские короли и под персональными династийными именами. Одним из таких династийных имен было Вислав / Visislav. Вариантами Вислава / Висислава являются Вечеслав или Вячеслав, что родственно и Всеславу».
Она же отмечает, что традиция поклонения Солнцу в образе божества была прирождена русской культуре. От этой традиции и идет широкое использование в былинном эпосе прозвания князя Владимира Красным Солнышком или просто Солнышком. Например, в былине «Добрыня Никитич и Василий Казимирович» князя называют Владимир Солнышко Сеславьев.
Итак, князь Владимир Святославович (960—1015), будучи Крестителем Руси, проводником христианства, вошел в историю c прозвищем Святой.
«Очевидно, что Владимир Всеславич Красное Солнышко и Владимир Святославович Святой – две разные исторические личности, из разных эпох. И народная память их различала, наделив разными прозваниями, а вот историческая наука, начиная с эпохи Просвещения, стала их смешивать и видеть в них одно лицо. [Л.П. Грот. О князе Владимире Красное Солнышко].
А как же тогда быть с тем, что у русской истории не могло быть периода древнее, чем с IX в.? Ведь эта идея, навязанная западноевропейскими утопиями, превалирует во всей русской истории и отрезает гигантскую часть от нее. В противном случае приходится объяснять события норвежской Тидрек-саги, где древние русы воюют с гуннами, а древнерусский Владимир в 5 веке находится в Приильменье.
Но об этом не только западная сага, но и былины русские повествуют. Все вместе взятое указывает на более древний пласт русской истории, уходящий вглубь времен на значительное время. Если не затемнять его, не игнорировать, то это можно увидеть.
Тут можно обратить внимание и на древнюю культуру Шнуровой керамики (5000 лет назад) в Европе носителей гаплогруппы R1a-Z280. Генетическая связь ее с современными носителями той же гаплогруппы в России (50% русских) не может не впечатлять. Стало быть, показанная тема – это только часть беспрерывного процесса поиска исторической истины.
Если вам интересна информация, подписывайтесь на мой канал. Комментируйте, только без фанатизма и с уважением к оппонентам. Делитесь информацией, ставьте "нравится".
Другие мои материалы по ссылке: zen.yandex.ru/bonorus