«Чтобы стоять, я должен держаться корней…» Борис Гребенщиков
Вы меня знаете, я поругать, поругаю, но, с еще большим удовольствием похвалю. И никогда не забуду сказать «спасибо» за то, что мне понравилось тому, к кому у меня пусть даже есть какие-то профессиональные вопросы. Поэтому, большое спасибо, Ирина Шихман, за то, что пригласили в свою передачу Сергея Мохова, социального антрополога, кандидата социологических наук, научного сотрудника института этнологии и антропологии РАН, редактора журнала «Археология русской смерти». Говорили о смерти…
Для нас, сторителлеров, смерть, это особая область исследования. Все страхи, которые сторителлинг учит преодолевать, так или иначе, связаны со смертью, являются производными от страха смерти. Все наши мифы, ритуалы и жертвоприношения эту смерть в себе, так или иначе, содержат. И вообще, как правильно сказал Сергей, изучения смерти, это, по сути, поиск ответа на вопрос «кто есть человек?»
Правда, в передаче рассматривали наиболее практический что ли, близкий простому обывателю, аспект этих исследований. Похороны. Передача, по-моему, даже имела подзаголовок «Как мы хоронили, хороним и будем хоронить». Все равно было интересно послушать профессионала в этом вопросе, да к тому же еще и ученого. И нам, сторителлерам, тоже есть что сказать по этому поводу. Особенно, когда в конце передачи речь зашла о будущем похоронных ритуалов и услуг…
Поминовение усопших – неотъемлемая часть социальной жизни человека. Оно так же естественно для него и нужно ему, как и другие ритуалы и обряды. Свадьбы, парады и демонстрации, спортивные состязания, театральные и другие культурные представления. Вспоминать умерших недавно, давно и вообще своих предков просто необходимо. Это важная часть социальной гигиены. Человек должен не только молиться за ушедших в мир иной (о чем говорил Сергей), но и иметь возможность как-то… скажу наукообразно… взаимодействовать с местом захоронения.
Сегодняшний горожанин, учитывая возрастающий уровень миграции и другие негативные с этой точки зрения факторы, зачастую не имеет такой возможности, просто прийти на могилу к близкому человеку. Не говоря уже о том, что, если мы говорим о дальних предках, то и сами места таких захоронений не известны. А потребность такая не только существует в человеке, но она должна поддерживаться обществом. Скажу больше, восстановление своих родословных, наиболее глубоко и наиболее полно, должно стать нашей российской национальной идеей, если мы хотим стабильного существования, как вид, в сегодняшнем не стабильном информационном мире.
Так вот я к чему… Уверен, что не долог тот час, когда начнут появляться виртуальные мемориалы, где у каждого появиться возможность создавать отдельные «захоронения» каждого родственника и каждого предка, с опциями размещения в таких захоронениях любой информации об умершем, воспоминаний, историй, фотографий и видеоматериалов. Мало того, я считаю, что все, кто так или иначе имеет отношения к этой области, должны всячески способствовать появлению таких мемориалов. Тут тебе и бизнес и КСО и политика и просто память народная…
Я так уверенно об этом пишу, потому что знаю, что подобные шаги уже совершаются. Например, я писал о мемориале погивших на Донбассе, когда нет фактического захоронения. Есть что-то похожее у воинов Великой отечественной войны. Но здесь важна глобальность, если не сказать государственность подхода. По крайней мере мы, сторителлеры, готовы в этом поучаствовать своим умением помогать людям и сообществам вспоминать, создавать и представлять свои истории, истории своих корней, своего рода, истории своих сообществ…
А Сергею Мохову, равно, как и Ирине Шихман, огромное спасибо, за беседу и за то, что подняли эту «деликатную», но такую социально необходимую тему…