2020 год принес много нового в нашу жизнь. Появились новые форматы общения, новые навыки, новые правила. Не обошла эта тенденция и образовательную сферу.
Начиная с марта текущего года образовательные учреждения перешли на дистанционный формат обучения. В различных школах это было реализовано по разному. Выбор программного обеспечения к счастью или к сожалению оставили педагогам.
Многие крупные платформы предложили свои решения для ведения уроков в новом формате. Например, российская компания Яндекс предоставила виртуальную образовательную платформу Яндекс.Школа, включающую в себя сразу несколько проектов, которые предлагают разнообразные ресурсы для ведения уроков в начальной школе (Яндекс.Учебник), подготовки к ОГЭ (Яндекс.Репетитор), просмотра видеоуроков (Яндекс.Уроки), дистанционного обучения учителей (Я.Учитель) и т.д. Минусом данной платформы являются малый охват предметов и возрастных групп, а также необходимость обязательной регистрации каждого учащегося.
В некоторых школах педагоги записывали видеоуроки самостоятельно и выкладывали их на видеохостинги либо напрямую рассылали ученикам для ознакомления. Такой формат также имеет ряд недостатков: отсутствие контроля во время урока, недостаток обратной связи, необходимость использования дополнительного оборудования и ПО для съёмки и редактирования учебного материала и т.д.
Большинство педагогов пришло к использованию специализированных программ для проведения видеоконференций. Среди них можно отметить Skype, Facebook Messenger, GoToMeeteng, CyberLink U Meeting, но наибольшую популярность приобрёл сервис Zoom. За три месяца самоизоляции количество пользователей сервиса Zoom в России выросло более чем в 20 раз. И это не случайно: сервис позволяет проводить конференции с числом участников до 100 человек продолжительностью 40 минут, записывать их, не требует регистрации пользователей кроме администратора конференции, и всё это в бесплатной версии. Платная версия позволяет вести запись трансляции напрямую в облако и не ограничивает длительность конференции. Недостатки у программы тоже имеются, например невысокий уровень шифрования, но большинство пользователей считают их незначительными.
В заключение хотелось бы отметить, что образовательные организации в большинстве своём были не готовы к полному переходу на дистанционный формат работы, однако по словам мэра Москвы С.С. Собянина педагоги достойно справились со своей работой. Несмотря на большой выбор разнообразных сервисов и платформ и педагоги, и учащиеся отмечают понижение уровня знаний, усваиваемых на уроке, и увеличение нагрузки при подготовке и проведении уроков в дистанционном формате. Все участники образовательного процесса надеются на возвращение к классической форме обучения в новом учебном году.
Автор: Прапорьчиков Сергей