Найти тему
Armenia Today

Нарек Минасян: Алиевский клан готов на все ради сохранения своей власти

На днях азербайджанский президент Ильхам Алиев выступил с очередной порцией воинственных заявлений, подхваченных агрессивными призывами министра обороны Закира Гасанова. Алиев вновь объявил о решимости восстановить территориальную целостность Азербайджана, напомнив о военных действиях в 2016 и 2018 годах. Важным в этом свете Алиеву видится повышение военной мощи страны, отношение к конфликту международных организаций и ряд других соображений. Гасанов же фактически признал, что четырехдневная война в апреле 2016 года была развязана Азербайджаном, заявив, что Баку воспользуется правом применения военной силы для восстановления территориальной целостности страны и что с противником нужно разговаривать языком оружия.

Политолог Нарек Минасян в интервью Armenia Today прокомментировал ужесточение риторики военно-политического руководства Азербайджана, а также последнее заявление президента Республики Арцах Араика Арутюняна.

— Господин Минасян, в последнее время военно-политическое руководство Азербайджана заметно ужесточило риторику. В чем причина изменения тональности?

— В данном случае факторов несколько, и каждый по-своему важен. Во-первых, эти заявления нужно расценивать как угрозу применения силы. Не секрет, что Азербайджан, не добиваясь желаемого за столом переговоров, периодически начинает угрожать войной, тем самым пытаясь добиться определенных уступок со стороны Армении. Армянская сторона неоднократно заявляла о бесперспективности разговора с ней с позиции силы, о том, что Армения не пойдет на односторонние уступки, а подобная риторика лишь тормозит переговорный процесс. Тем не менее Азербайджан не отказывается от воинственной риторики. С одной стороны Баку пытается усилить давление на армянскую сторону, с другой – напомнить международной общественности и сопредседателям о нерешенном конфликте. Сегодня внимание всех стран приковано к совершенно другим проблемам, вопрос Карабаха отошел на второй план, вот Алиев и пытается напомнить о себе. Другой, не менее важный фактор – социально-экономические проблемы Азербайджана. Мировые энергетические рынки лихорадит, в прошлом месяце азербайджанская нефть установила исторический антирекорд. Правда, за последний месяц цены несколько поднялись, но до уровня начала года им еще далеко, и нефтегазовый сектор не приносит желаемых доходов. По этой причине страна лишилась значительных поступлений в бюджет, что ведет к девальвации национальной валюты, инфляции и росту цен. Вместе с тем Баку в условиях коронавируса вынужден тратить значительные дополнительные суммы на различные социально-экономические мероприятия. Все это в комплексе может существенно усилить социальную напряженность в стране, и чтобы этого не допустить, руководство Азербайджана постоянно напоминает об образе врага, ведь для азербайджанского общества карабахский вопрос играет немалую консолидирующую роль. Растущую социальную напряженность в Азербайджане подтверждают и усилившиеся в последнее время репрессии в отношении оппозиции, преследования инакомыслящих под разными предлогами, вплоть до нарушений ими карантинного режима. Это тоже говорит о том, что алиевский клан готов на все, чтобы сохранить свою власть.

— После прошедших недавно широкомасштабных учений азербайджанской армии Закир Гасанов выступил с воинственными заявлениями, заявив, что с противником нужно говорить на языке оружия. Как вы оцениваете риски возможной эскалации и что должна предпринять армянская сторона?

— Вероятность возобновления военных действий всегда была, есть и будет, пока существует очаг конфликта. Азербайджанское руководство никогда не отказывалось от силового сценария решения проблемы, наращивая военные возможности, а учения и заявления Гасанова вполне укладываются в рамки этой логики. Понятно, что Ереван не сидит сложа руки. Армянская сторона также провела широкомасштабные учения в последний период, продолжает приобретать современное вооружение. Важно и то, что мы вовсе не в позиции обороняющегося: еще два года назад министр обороны Армении заявил, что в случае любой провокации Азербайджана армянская сторона готова перенести военные действия на территорию противника. Последние азербайджанские учения прошли с большими нарушениями – не было предварительного уведомления, странен был и выбор времени проведения, когда весь мир занят пандемией и звучат призывы к глобальному перемирию. И в такой ситуации Азербайджан идет на явную провокацию, играет мускулами и угрожает. Такой неконструктивный подход не остался незамеченным, и Минобороны Армении выступило с недвусмысленным предупреждением о том, что армянская сторона оставляет за собой право на ответные меры при малейшей провокации во время учений – это, мне кажется, в значительной мере отрезвило Баку.

— 21 мая в Шуши прошла инаугурация президента Арцаха. В Баку это событие восприняли довольно болезненно. Араик Арутюнян ответил на заявление Алиева, подчеркнув, что никто не смеет разговаривать с Арцахом на языке угроз, в противном случае последствия могут быть серьезными – в первую очередь для Баку. Как вы оцениваете заявление Арутюняна и реакцию Баку?

— Конечно, выбор Шуши местом проведения церемонии инаугурации президента Арцаха было символичным, и Баку довольно болезненно отреагировал на это. Ответ Арутюняна содержал четкие мессиджи и для Баку, и для сопредседателей. И это важно, потому что Арцах – одна из основных сторон конфликта, позиция которой по различным вопросам имеет большое значение. И эта позиция должна озвучиваться не только для сопредседателей, но и публично, чтобы подходы Арцаха были слышны международному сообществу, азербайджанской общественности. В Азербайджане учитывают любые заявления президента Арцаха. Полагаю, что в Баку при разработке военных сценариев учитывают множество факторов: собственные возможности, возможности армянской стороны, геополитическую обстановку и прочее. В тот момент, когда Азербайджан посчитает, что способен добиться успеха, его вряд ли остановят какие-либо заявления. И наша задача – предпринимать последовательные шаги для повышения степени своей готовности, добиться того, чтобы в Баку никогда не были уверены в том, что могут добиться успеха.