В Соединенных Штатах всё громче слышны голоса тех, кто взывает темнокожих собратьев обратиться к индийскому пути столетней давности. Тогда Махатма Ганди принял самое волевое, самое сложное решение: прекратить сотрудничество с несправедливым британским протекторатом, не подчиняться несправедливым законам, при этом всегда следовать правилам проведения ненасильственных протестов. Ганди прекрасно понимал, что британцы ни за что не ослабят контроль за Индией, если за восстановление справедливости и настоящую борьбу за свободу не возьмутся сами индийцы. Ведь, как говорится, спасение утопающих, дело рук самих утопающих…
Насилие или ненасилие – вот в чем вопрос…
В случае с Индией 1920-х годов ненасильственная тактика в ее реальном воплощении давала серьезные сбои, к насилию всё же прибегали, причем достаточно часто. В США сейчас идут по сути такие же дебаты – американцы в прямых эфирах, в стримах соцсетей задаются вопросом: приемлемо ли насилие в борьбе за права, свободы и справедливые перемены как ответ на насилие встречное, укоренявшееся годами?
Не на шутку выведенные из эмоционального равновесия активисты указывают на то, что, к примеру, тот же Мартин Лютер Кинг-младший хоть и проповедовал ненасилие, но в конце концов всё же был убит... И сегодня, вспоминая Кинга, афроамериканцы задаются вопросом: мы-то может быть и пойдем по пути ненасильственного протеста, но ведь нас всё равно избивают, душат, убивают. Какой же смысл в мирным акциях?
Однако пример того же Ганди демонстрирует, что смысл в миролюбивом поведении всё же есть: отец Индийской республики считал, что мирные протесты должны быть заточены на то, чтобы «сильные» били «слабых» именно публично, чтобы вызывалась реакция общественного отторжения, чтобы за ней следовали жалость, солидарность, сострадание и, как результат, готовность защищать этих «слабых». Ненасильственный протест, как рассуждал Мартин Лютер Кинг-младший, это не выбор слабых; это единственно возможная, эффективная альтернатива привычке «съеживаться и подчиняться», а значит терпеть и молчать. Ни то того, ни другого американцы делать больше не хотят. И дело здесь не только в отсутствии высокой морали, идеального олицетворения мученической борьбы за права и свободы. Это еще и вопрос тактики.
Кстати, Кинг, как и Ганди, был политиком, который признавал, что протестующим важно демонстрировать волю, моральное превосходство, готовность к диалогу. Оба этих ярких лидера были убеждены, что выбор насилия вместо мудрой тактики «не бурлящего, а спокойно вспенивающегося моря» лишь оправдает в сознании угнетателей, что репрессии – это справедливая форма обращения с угнетаемыми, единственно возможная. Лишь язык «кнута» понятен этим массам.
Американцы взывают самих себя к голосу разума
Отчасти сегодняшние гнев и отчаяние темнокожих американцев (даже при наличии многочисленных фактов, что большинство из них далеко не образец примерного поведения и соблюдения закона) понятны, они в каких-то случаях логически ведут к насилию. Тем не менее, в одной из своих речей Мартин Лютер Кинг-младший обозначил: «самый эффективный агент перемен в нашей жизни - это воинствующее, мощное, массовое ненасилие! Насилие в свою очередь просто усиливает страхи остального сообщества, одновременно снимая чувство вины, как бы оправдывая тактику угнетения и удержания на жестком поводке».
Обратиться к словам Кинга в сегодняшней Америке, охваченной пламенем жесточайших, порой неподдающихся контролю акций протеста, призывают политики и журналисты, ученые и общественники. Например, член Палаты представителей США Джон Льюис разместил на своем официальном сайте следующий призыв: «Беспорядки, грабежи и поджоги - это не то, что нужно. Нужна демонстративная организованность, собранность, единство. Садитесь и задумайтесь. Встаньте и сделайте свой выбор».
С точки зрения американской морали и тактики протестующих, ненасилие заставляет тех, кто привык практиковать угнетение (особенно «узаконенное», поддерживаемое государством) обороняться, становиться еще жестче, унижать и оправдывать свои методы ненавистью, дикими нравами, неуправляемостью угнетаемых.
Протестовать мирно, но бряцая разрушительным потенциалом
СМИ облетели кадры, на которых американские полицейские массово становятся на колени перед протестующими, офицеры приносят глубокие извинения за годы жестокости, грубого обращения и унизительной сегрегации. Некоторые - наиболее влиятельные фигуры из правоохранительных кругов - могут даже позволить себе принародно заткнуть президента. В Северной Каролине дошло до того, что белые американцы в форме на коленях провели обряд мытья ног своим темнокожим собратьям – эту акцию сами полицейские назвали символом покаяния за годы расизма и угнетения.
Да, эти акции публичного раскаяния можно воспринимать и как токенизм, и как лицемерие, и как банальный способ успокоить «разбушевавшихся». Но именно здесь и сейчас, именно эти шаги на смягчение, считают американцы, становятся возможностью воспользоваться шансом и поставить конец дискриминационной практике. Вопрос лишь в том, что выберут протестующие массы: тактику крушения всего вокруг или политику протестного послушания с демонстрацией мускулов на случай, если ненасильственное поведение будет принято за слабость?...
Автор: Мурад Абдуллаев
При подготовке материала были использованы данные из социальных сетей агентства финансовой информации Bloomberg.