Найти тему
«Прогулки по Петербургу»

Кирпичный Петербург, часть 2

Автор статьи - Елена Игоревна Жерихина

Кирпичная кладка получила не только функциональное, но и декоративное значение, она выкладывалась из полихромного кирпича разноцветными узорами. Уже в самом начале практики строительства жилых зданий архитекторы стали обогащать цветовую палитру фасадов, вводя желтый, розовый и белый кирпич на фоне обычного красного кирпича. В живописном ковровом сочетании красного и желтого кирпича решены К. К. Шмидтом фасады Александринского приюта Большом проспекте В. О.

Н. Н. Никонов. Подворье Леушинского монастыря
Н. Н. Никонов. Подворье Леушинского монастыря
К. К. Шмидт Александринский приют Большой пр. В.О., 49-51, 1897-1900
К. К. Шмидт Александринский приют Большой пр. В.О., 49-51, 1897-1900

Яркая, полихромная игра цвета на фасаде достигалась применением наряду с кирпичом, облицовочной плитки и глазурованной керамики в форме поясков, небольших панно или отдельных плиток: доходный дом К. Я. Маевского (Московский пр., 16, 1881); особняки П. Я. Беккеля и В. В. Тиса (Съезжинская, 3, К. К. Шмидт 1897); особняк Суворина и его издательство (Эртелев пер. [ул.Чехова], 6, Ф. С. и В. Ф. Харламовы, 1888-90) и т. д.

Ф. К. Пуншель. Особняк П. Я. Беккеля, 2 линия В.О., 23, 1882
Ф. К. Пуншель. Особняк П. Я. Беккеля, 2 линия В.О., 23, 1882

Силуэт зданий этой эпохи выделялся готическими щипцами, эркерами, башнями: дом Штрауса (2 линия В. О., 9, арх. В. Шретер, И. Китнер, 1873), дом А. П. Романова (Б. Я. Зонн, Знаменская [Восстания] ул., 23, 1902). Часть фасада иногда штукатурилась и покрывалась чернеными рисунками граффити (завод К. Зигеля). Фасад доходного дома А. А. Еремеевой отличается множеством готических башенок-пинаклей, над верхним карнизом и ребрами стен.

Слева – М. Ф. Еремеев Доходный дом А. А. Еремеевой, 5 линия В. О.,46, 1905 Справа – И. С. Китнер. Завод Зигеля. Ямская ул. [Достоевского], 44, 1889
Слева – М. Ф. Еремеев Доходный дом А. А. Еремеевой, 5 линия В. О.,46, 1905 Справа – И. С. Китнер. Завод Зигеля. Ямская ул. [Достоевского], 44, 1889

Детали порталов, наличников, эркеров выкладывались из лекального кирпича (В. А. Шретер – наб. Мойки, 114, 1891; К. И. Никифоров – Можайская, 16, 1905) или камня, при использовании форм итальянского ренессанса: контора «Штоль и Шмит» (М. Морская, 11, В. А. Шретер 1881) или здания сберегательных касс (Фонтанка, 174, 178, А. И. фон Гоген, 1900) и т. д. Обогащая облик постройки, архитекторы включали литые скульптурные терракотовые вставки: дом Штрауса (2 линия В.О., 9, В. Шретер, И. Китнер, 1873), П. Я. Беккеля (2 линия, 23, 1882, Ф. К. Пуншель).

Деталь фасада. Ф. К. Пуншель. Особняк П. Я. Беккеля, 2 линия В.О., 23, 1882
Деталь фасада. Ф. К. Пуншель. Особняк П. Я. Беккеля, 2 линия В.О., 23, 1882
Продолжение статьи найдете на сайте нашего электронного журнала «Петербургские прогулки»!

Вам понравилась статья? Тогда обязательно ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Петербургские прогулки», чтобы всегда читать интересные и полезные материалы о путешествиях, туризме и Петербурге.