Два фильма середины прошлого века о том, как лечили расстройства психики гипнозом, психоанализом и трактованием снов.
************
Три лица Евы
The Three Faces of Eve
1957, режиссер Наннэлли Джонсон
Приличная, немного скучноватая жена и мать семейства Ева (Джоэнн Вудворд) страдает приступами амнезии, проваливаясь в несознанку и не помня несколько прошедших часов, а порой и дней.
Все это сопровождается головными болями, поэтому пойти к врачам таки пришлось.
И открылась страшная истина: когда сознание Евы Уайт меркнет, в том же теле появляется и начинает хозяйничать Ева Блэк. Она все знает про хозяйку тела, отрицает свое замужество и наличие ребенка и - оужжас - ведет себя как развpaтная и растратная девица, поет и пляшет в кабаках, тратит кучу денег на вызывающие наряды и снимается моряками за выпивку.
Врачи постановили, что это не сумасшествие, а всего лишь раздвоение личности. Но помочь оказалось сложновато. Рецидивы не прекратились, а еще и усложнились. Еву немножко полечили и отселили от семьи, чтоб не вредила ребенку.
Фильм снят по реальным событиям. Его первая половина - скучноватое изложение истории болезни. Но где-то в середине действие пускается вскачь задорным галопом, и зрителя радуют неожиданными поворотами и отличными перевоплощениями героини уже даже не в двух разных личностей, а в трех.
Несмотря на заявленную реальность, фильм - вот незадача! - вызывает вопросы.
- Ну да, гипноз и медикаменты, но вот даму поселили одну практически без присмотра - пока не выздоровеет. Неужто такую пациентку можно оставлять без присмотра на многие дни?
- Неужто так просто переключить такого пациента с одной личности на другую простой командой?
- Неужто девушку, имеющую причины болезни в детстве, столько лет никто не мог заподозрить в психических проблемах?
- Ну и причина поехавшей крыши: хотя и может вызвать пcиxотравму, все-таки кажется недостаточной для столь тяжелого недуга. Хотя как спусковая кнопка для назревающих проблем годится.
Тем не менее, смотреть на это занятно, снято очень неплохо, актриса здорово перевоплощается и даже получила за это награду. Сюжет в целом не тяжелый и даже с утешительным концом. Но ощущение, что реальные события были не совсем таковы (по крайней мере развязка), остается.
**************************
Завороженный
Spellbound
1945, режиссер Альфред Хичкок
Женщины - самые лучшие пcихоаналитики, пока они не влюбились. после этого они становятся пaциентками (с) - вот все, что вам нужно знать о сюжете фильма.
Прехорошенькая доктор- пcиxиатр Констанс (Ингрид Бергман) работает в спецучреждении, владеет пcихоанализом и уверена, что им можно вылечить немало больных.
Правда, некоторые не вылечиваются, а совершают свои опасные действия, не отходя далеко от ее целебной кушетки. Но Констанс не отчаивается - совершенствуется, изучая труды некоего Энтони Эдвардса. Как вдруг ее начальник, главврач, отправлен на пенсию, а на его место присылают того самого Энтони Эдвардса!!!
Констанс вне себя от предвкушения плодотворного излечения всех психов, но дoктор, хоть и красавчик каких мало (Грегори Пек), странноват - впадает в неистовство от того, как она чертит вилкой по скатерти план нового бассейна, а от любых полосок по любому белому фону вообще падает в обморок. Сравнив его записку с автографом в книге, милая доктор бесстрашно идет ночью к нему в комнату и разоблачает.
- Я убийца! - говорит доктор. То есть он уже не Эдвардс, а yбийца Эдвардса.
- Нет, вы не виноваты, вы несчастный человек с детской психотравмой, я вас спасу! - и целует доктора в уста.
Поневоле вспомнишь все анекдоты о том, что психиатры - те же психи, только не со справкой, а с дипломом. Что у тех и других круговая порука созависимость.
Констанс намертво прилипает к пациенту, таскает его по всем местам, где может пробудиться его память, укрывает от полиции, ведет ночевать к ни в чем не виноватому своему наставнику, который и ставит свой диагноз обоим в течение нескольких минут.
Говорят, что этот фильм - практически реклама набирающего популярность психоанализа.
- Вот интересно, психиатр, пусть с немалым опытом, за один странный день способен отмести все риски и в человеке, который сам признает себя преступником, и способен увидеть того, кому можно доверять?
- Понимаю, что Фрейд был в зените славы, но выстраивать детективное расследование на основании сна и заявлять, что колесо обязательно символизирует пистолет - это профессионально?
- Ну ладно, понравился этот загадочный тип, не помнящий, как его зовут, но вот так сразу падать к нему в объятия - нормально вообще?
Зато в фильме есть сцена сна, сотворенная самим Сальватором Дали.
Зато в нем очаровательные Ингрид Бергман и Грегори Пек в одном флаконе, да и Михаил Чехов в роли того, кто всем поставит диагноз.
Зато в нем уморительно выглядящая комбинированная съемка, как двое совсем не профессиональных лыжников несколько минут катят с горы, ни разу не отстав друг от друга, не покачнувшись, не держась за руки, но устойчивой синхронной парочкой, и только вентилятор треплет их волосы, пока они мчат к пропасти, успев остановиться в паре сантиметров.
**************
Видели эти фильмы? Знаете еще подобные образцы старого кино?
Делитесь, подписывайтесь и приходите еще.