Работали мы во всех видах движения, кроме маневрового. С пассажирскими поездами раз в неделю, на "толкачах" и чаще с грузовыми... Мне нравилось именно тяжёлые поезда помогать "затаскивать" в подъёмы моему шефу - много раз говорил, что от работы ТЧПМ на тепловозе очень многое зависит. Каждая поездка с полным весом это как полевой выход у новобранца: экстрим, адреналин, и самое главное учишься чему то новому. Признаюсь, что за год работы в "тепловозных войсках" - узнал машину не хуже, чем машинист 3го класса. Удачному исходу каждой поездки способствует уважение к человеку и субординация как к специалисту... ТЧПМ должен соблюдать идеальный порядок в кабине, протирать до блеска лобовые стёкла, чай в кружке "механа" всегда горячий, по прибытию протирать поручни, чтобы спускавшись по ним шеф не замарал руки, это я уже не говорю про то, что за 2-3 перегона до станции назначения, с мешком тряпок удаляешься в "дизельное" и вытираешь "пот" с нашего трудяги... Где есть дисциплина - там будут знания, где знания - там гарантия того, что вы не "обсеритесь". "ОБОСРАЛСЯ" - именно так звучит на сленге локомотивных бригад тот момент, когда ты встал на перегоне по неисправности локомотива, не смог нихера сделать, заказал вспомогательный локомотив и поставил всё движение на перегоне! На однопутном участке этого категорически нельзя делать! Да бывают моменты, когда действительно не уехать из-за поломки, но это лишь в том случае когда у тепловоза колёса отвалятся - так всегда говорил шеф! После сдачи в основном депо идём домой - по дороге пивной ларёк возле которого толпа коллег, яро обсуждающих свои подвиги на перевале. Куча "шарманок" как на рынке набросаны друг на друга, бутылки с "горючим", остатки дорожной пайки и кружки с алкоголем готовым снять стресс у наших героев. Слегка подвыпив начинаем делиться знаниями - кто как справился с той или иной задачей карабкаясь на 18ти тысячный подъём. Схемы, брошюрки, какие то шпаргалки идут в ход, чтобы пояснить правильность своих действий. Я был удивлён тому как люди "заражены" работой, с каким блеском в глазах делятся знаниями - это лучше всякого технического занятия). Конечно не все 100% так работали, но большинство кого я встречал и с кем общался были именно такими! И даже здесь - среди коллег, простых мужиков тебя будут считать "лошком", если ты "обсеришься". "Обосраться" было стрёмно не только в глазах руководства, но и среди своих это было зашкваром. Я реально был в своей тарелке... И тарелка эта перевернулась, когда стал работать на ТрансСибе, где нет тех чумазых "динозавров", где тягу поездов осуществляют электровозы - об этом в следующих частях моих мемуаров...
Всем Здоровья и Удачи!