Вместо эпиграфа:
«Рационализа́ция (лат. rationalis — разумный, лат. ratio — разум) — механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.»
Важно отметить, что рационализацию относят к наиболее сложным видам психологической защиты. И чем интеллектуальнее сам человек, тем «хитрее» будут его ходы для рационализации своего поведения.
Да, но при чем здесь суицидальное поведение? Я неоднократно сталкивалась с тем, как человек страдающий от суицидальных мыслей и намерений говорит, что психологи ему «не помогают». В некоторых случаях такое может быть связано действительно с низкой компетенцией специалиста или травмой от некачественной терапии, но это не всегда так. В некоторых случаях у пациента так хитро устроена эго защита по типу рационализации, что он волей-неволей как бы настроен «обставить» своего терапевта. К сожалению, в этот момент человек не осознает, что идет на поводу у привычного поведения, и его старый паттерн, диктующий ему жить в депрессии и регулярно иметь ввиду суицид как способ самоконтроля или запасный выход, просто надевает маску «умного знатока» и провоцирует его искать изъяны в любом терапевте. «Слишком молодой», «слишком старая», «не нашелся что ответить на мою точную мысль в прошлом разговоре», «неверно сопоставил факты». А поскольку терапевт – тоже человек, то найти в нем недостатки будет не так уж и сложно, будь он хоть суперпрофессионал, было бы желание.
Также, и в самом терапевтическом подходе к проблеме суицида есть то, что, на мой взгляд, тоже можно рассматривать как вполне реальный изъян. Терапевты в разговоре с пациентов часто избегают поддерживать глубокий диалог на тему смерти. Они предлагают искать решение, найти способы отвлечься, а иногда и просто меняют тему. В этом есть определенный смысл – терапевт сам не должен впасть в глубокую депрессию. К тому же, работая с человеком с суицидальными мыслями трудно уследить ту грань, где разговоры о смерти с ним «безопасны» а где уводят пациента еще ближе к краю бездны. И в конце концов, работа терапевта в том, чтобы помочь человеку справиться с проблемой, найти рабочие инструменты, способы для выхода из критического состояния, а выплясывать этот данс макабре с его мыслями о смерти, будь они романтического, детективного, триллерного или какого другого свойства – ну такое.
Второй абзац – чистая отсебятина. На самом деле я не знаю точно, какие именно терапевтические причины стоят за таким поведением терапевтов и чего там больше – принятой технологии работы или человеческого фактора. Я просто отмечаю тенденцию – в имеющейся практике люди с суицидальными мыслями часто так и остаются со многими из этих мыслей наедине. Остаются с чувством недоговоренности, никем непонятности, невозможности быть услышанным в том, что им так важно проговорить, обдумать.
Само проговаривание или глубокое продумывание, формализация этих мыслей вовсе не ведут к суициду сами по себе и скорее напротив – могут помочь человеку более реально оценить свои действия и свое состояние.
Что можно сделать в такой ситуации, чтобы помочь себе «выговориться» или разобраться со своими мотивами, в ситуации, когда общество и даже некоторые терапевты табуируют тему смерти в вербальном общении?
Предложенный далее способ подходит для тех, кто склонен к рационализации, кто чувствует, что подкован почти также хорошо, как его терапевт – смотрите научно-популярные и, что более важно, узкоспециальные лекции, мастер-классы и другие блоки информации, предназначенные для самих специалистов.
На лекциях, предназначенных для психологов работающих с суицидом, между собой они будут называть «шантаж» - «шантажом», будут открыто обсуждать «устойчивость намерения» и опасность тех или иных средств для совершения суицида. Рационально, основываясь на фактах, ничего личного. Вы наедине с чистой информацией. При таком подходе к вопросу человек точно не столкнется с ощущением неискренности или пугливости терапевта, не будет казаться, что терапевт «тупит». Также, ясное представление о том, что уже известно современной суицидологии и как конкретно все это описано, снимает некий фальшивый флер таинственности с вопроса и позволяет очень реалистично оценить свое положение.
Вот несколько ссылок, из тех, которые нравятся и были полезны лично мне. Здесь и научпоп и, что более ценно, специальные лекции для психологов.
Ссылки:
Интересные факты о связи между вниманием/нарушением внимания, травмой и риском самоубийства: КАК ПРИРУЧИТЬ БЛУЖДАЮЩИЙ УМ / Амиши Джа / TED на русском.
https://www.youtube.com/watch?v=Ju2tzZkGa4Q
ПостНаука. Психология суицидального поведения — Илья Плужников
https://www.youtube.com/watch?v=t-xxZTgl3WA
ПостНаука. Суицидальные и антисуицидальные факторы – Илья Плужников:
https://www.youtube.com/watch?v=3LbBOIGAUnw&t=622s
Юрий Калмыков. Лекция «Феномен суицида в психологии и философии»
https://www.youtube.com/watch?v=yX9hkgGpv7I
Однозначно можно нарыть больше данных. Для поиска на других языках включайте логику. Ищите не «селфхелпинговые видосики» с телефоном доверия на заставке, а конкретные лекции для университетов, разовые занятия, семинары и все в том же духе.
Там самая честная и конкретная информация.