Почему бы и нет? Известно, что Э. Рязанов участвовал в корректировке "Бриллиантовой руки", входя в состав худсовета по этому фильму. Представим, что режиссёром стал именно Рязанов, а не Гайдай. Пофантазируем, что бы в результате могло получиться?
Скорее всего, великий советский режиссёр добавил бы больше мелодраматичных, лиричных и трагичных элементов.
Горбунков
На роль Семёна Семёновича Рязанов взял бы Андрея Мягкова, Евгения Леонова или Иннокентия Смоктуновского.
Впрочем, мог бы оставить и Юрия Никулина, но заставил бы произнести несколько философских монологов о конечности и бренности бытия.
Подобно Лукашину и Новосельцеву, Горбунков бы часто менял самооценку, превращаясь то из скромного, робкого и стеснительного в нахального, то наоборот.
Например, когда Анна Сергеевна пела бы ему песню "Помоги мне", Горбунков бы не ограничился ответным цоканьем, а как минимум спел бы песню про барсука
Тихо вокруг, только не спит барсук...
А будучи в нетрезвом состоянии в ресторане, рязановский Горбунков вместо песни про зайцев исполнил бы грустный жестокий романс.
Получить гипсовую бриллиантовую руку Горбунков мог бы и в других обстоятельствах. Например, в бане. Как следует выпив, его рассеянные собутыльники-контрабандисты вполне могли перепутать объект для внедрения сокровищ.
Это стало бы отсылкой на "Иронию судьбы".
Атмосфера фильма
Конечно, Э. Рязанов позаботился бы о создании философской лирической атмосферы. В "Служебном романе" и в других фильмах это достигалось благодаря музыке и песням. Вот и "Бриллиантовая рука" могла бы стать более задумчивой и созерцательной, чем получилось у Л. Гайдая.
Вспомним, например, как Семен Семёнович шёл по вечерней улице и шарахнулся от собственной тени на стене дома.
Я не трус. Но я боюсь.
Рязанов преобразовал бы этот момент во впечатляющую сцену: Горбунков, отягощённый бриллиантовый рукой, грустно бредёт с авоськой по вечерней улице под песню "Нас в разбитых трамваях толкают".
Мимо движутся другие вечерние прохожие (возможно, в замедленной съёмке). В воздухе завораживающе кружится тополиный пух. На несколько секунд вся сцена показывается с высоты птичьего полёта.
Затем Горбунков в ужасе замечает свою тень. Зрители видят крупным планом его лицо с мимикой страха... Получился бы плавный переход в саспенс.
Козодоев
Миронова Рязанов мог бы оставить на роль Геши Козодоева, но сделал бы его менее подвижным и более грустным.
В результате этот персонаж стал бы похож на министра-администратора из "Обыкновенного чуда": более суровый и циничный, но так же не чурающийся музыки, танцев и песен.
Не исключено, что персонаж Миронова оказался бы глубоко законсипирированным милиционером, как в фильме "Невероятные приключения итальянцев в России".
Лелик
Персонаж Папанова стал бы более устрашающим, но сохранил прежние комические черты. Грохочущий смех сохранился бы, ус по-прежнему бы отклеивался. Нечто бульдожье в мимике, голосе и движениях тоже сохранилось бы, но добавилась бы лирика и патетика.
Временами Лелик бы задумчиво смотрел вдаль и изрекал нечто философское. Но не как у Гайдая:
За чужой счёт пьют даже трезвенники и язвенники.
А нечто более витиеватое:
Человек, как никто из живых существ, любит себе создавать дополнительные трудности. Именно этим объясняется желание иметь собственный автомобиль.
Анна Сергеевна
Эта роковая красавица стала бы не просто цинично-ледяной соблазнительницей. У неё обнаружилось бы "двойное дно", как у официантки Веры - героини Людмилы Гурченко в "Вокзале для двоих".
За внешней жесткостью и грубостью таилась бы нерастраченная женская нежность и мягкость. Возможно, эта скрытая часть личности оказалась бы замеченной каким-нибудь неожиданным персонажем - например, Козодоевым.
Вспыхнули бы глубокие сильные чувства, которые не смогли бы сдержать даже криминальные обязательства и наклонности.
Вот уже несколько дней дороже вас у меня никого нет...
Кастинг
А кто мог бы сыграть Анну Сергеевну? Конечно, режиссёр мог бы оставить и С. Светличную. Но мог бы задуматься и других кандидатурах: Б. Брыльски, С. Немоляевой, С. Крючковой...
Кстати, своих любимых актрис Э. Рязанов назначил бы и на другие женские роли. Жену Горбункова могла сыграть Л. Ахеджакова, управдомшу - Л. Иванова.
В общем, "Бриллиантовая рука" получилась бы более многословной, с несколькими любовными линиями, и стала бы как минимум двухсерийной.
А что вы думаете о возможной роли Э. Рязанова в съёмках "Бриллиантовой руки"?
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.