Продажи российского программного обеспечения за рубежом в течение последнего десятилетия демонстрируют уверенный рост: только в 2018 году экспорт софта из России превысил $10 млрд, что соответствует доходам от экспортной торговли зерном. Российский ИТ-бизнес присутствует практически на всех континентах, более того —зарубежные продажи софта в последние годы превысили внутренние. Но это не значит, что на иностранной территории бизнесмены из РФ не встречают проблем Российская экспансия
В России насчитывается более сотни значимых компаний, занимающихся поставками программного обеспечения за рубеж — таковы результаты исследования ассоциации «Руссофт», опубликованного в феврале прошлого года. Спрос на российское программное обеспечение наблюдается в США, Германии, Франции, Швеции, а также в государствах Южной и Восточной Азии, Южной Америки и Ближнего Востока. Разработки из России активно применяют в таких отраслях, как телекоммуникации, промышленное производство, транспорт, государственное управление, здравоохранение и наука.
Хотя окончательных итогов по зарубежным продажам софта пока нет, в ассоциации отмечают, что российский ИТ-бизнес продолжает делать успехи на чужой территории.
«Актуальных цифр по ИТ-экспорту в 2019 г. у нас пока нет. На сайте ЦБ России я нашел только данные по статье «экспорт компьютерных и телекоммуникационных услуг» в размере $5,6 млрд. Исходя из доли экспорта компьютерных услуг в этом показателе, можно сказать, что экспорт компьютерных услуг в 2019 г. составил около $4,3 млрд. Поскольку данные ЦБ не включают экспорт ПО по ряду других статей статистики (например, экспорт ПО в программно-аппаратных комплексах, экспорт ПО в рамках контрактов на экспорт услуг по проведению НИР и т. д.), на основании нашего ежегодного исследования экспортной индустрии разработки ПО можно сказать, что суммарный экспорт ПО и услуг по его разработке в 2019 г. составил $6,9 млрд. Общий объем зарубежных продаж российских компаний с территории России и с позиции зарубежных офисов российских компаний, в 2019 г. составил около $11 млрд», — рассказал «Газете.Ru» президент «Руссофта» Валентин МакаровОдин из лидеров российского рынка по экспорту своих продуктов за рубеж, «Лаборатория Касперского», также положительно оценивает результаты прошлого года. «Мы можем говорить только о своих позициях. Долю рынка решений для информационной безопасности оценить не так просто, так как кроме классических антивирусных продуктов к этой категории могут относится тренинги, сервисы и т.д. Однако по рынку защиты конечных устройств (EPP) исследования есть. По итогам 2018 года в мире рыночная доля «Лаборатории Касперского» в категории EPP (EndPointProtection), поданным IDC, составила около 6%», — отметил директор по развитию бизнеса компании Александр Моисеев.
Несомненно, существенное влияние на ИТ-сектор, как и на все другие сегменты мировой экономики, окажет пандемия коронавируса. Причем для бизнеса в области высоких технологий карантин невероятных масштабов и массовое увлечение онлайн-технологиями могут обернуться плюсами даже на фоне глобального кризиса«Пандемия и мировой кризис приводят к снижению объема мирового рынка ИКТ (на 8% по оценке Gartner), к повышению барьеров для импорта за счет реализации в целом ряде стран программ «Сделано в ...» (например, в Индии, США). Кризис является отражением переходного периода становления нового технологического уклада, в который те же страны (США, Китай, ЕС) вкладывают уже не млрд, а трлн долларов. Эти расходы обязательно придут в перспективные сегменты ИКТ, поскольку они должны создать новые рынки нового уклада и завоевать на них лидерство, что позволит обеспечить мировое технологическое доминирование на 30-40 лет», — уверен Валентин Макаров.
Исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин отмечает, что многие компании-экспортеры сейчас сталкиваются с проблемами на международных рынках. По данным опроса АСИ в рамках инициативы Go Global (опрошено 200 компаний из более чем 60 регионов России), главные из них: усложнение логистики, в том числе увеличение сроков, стоимости доставки и задержки в работе таможенных служб; отсутствие прямых контактов с потенциальными партнерами, клиентами и заказчикам, ограничения участия в международных мероприятиях; падение спроса со стороны заказчиков, а также изменения валютного курса.В «Лаборатории Касперского» стараются оценивать текущий кризис и с положительной стороны. «Кризис, подобный текущему, для бизнеса по всему миру – сложный период, но это и время возможностей. В сфере кибербезопасности мы наблюдаем такие тенденции: в последние месяцы большое количество компаний перешли в online, многие стали работать удаленно. Это открывает новые горизонты», — говорит директор по развитию бизнеса компании Александр Моисеев.
Рука помощи
Специалисты полагают, что экспансия российских ИТ-компаний за рубеж во многом стала возможной благодаря мерам государственной поддержки – льготам и госпрограммам, позволившим ИТ-компаниям перерасти рамки внутреннего рынка и начать работу в международном масштабе.
Так, льготные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для ИТ-компаний были продлены до 2023 года. Кроме того, производителям ИТ-продуктов возвращается НДС на расходы в России, когда их товары уходят на экспорт. Такой же льготы добились и компании, занятые экспортом ИТ-услуг. Большую роль играют и государственные инвестиции в ИТ-сектор. Например, был создан Фонд развития информационных технологий (ФРИТ), который в 2019 году распределили между компаниями 5 млрд рублей на разработку и внедрение отечественных ИТ-продуктов, сервисов и платформ в регионах. В общей сложности в прошлом году государство потратило на развитие инновационных технологий около 21 млрд рублей.
Исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин полагает, что ИТ-компаниям необходимо в большем объеме предоставлять маркетинговую помощь: тогда они смогут выявлять сильные стороны российских продуктов и формировать предложения по их доработке или интеграции с иными продуктами, определять целевые рынки для их продвижения, подбирать потенциальных заказчиков и т.п.
Среди наиболее востребованных мер поддержки со стороны государства также являются компенсация финансовых затрат, связанных с продвижением продукции, отмечает эксперт. Многие компании заинтересованы и в прорабатываемой сейчас РЭЦ инициативе субсидирования заказчикам затрат на приобретение программного обеспечения. Речь идет о расширении действующей меры по субсидированию программно-аппаратных комплексов (ПАК), поясняет Лашин.
«Набор мер господдержки экспорта ИТ в мировой практике давно отработан: поддержка патентования и защиты интеллектуальных прав за границей, поддержка зарубежного маркетинга, включая создание представительств и участие в зарубежных мероприятиях, льготное кредитование без требования залога, субсидирование факторинга, устранение барьеров валютного и экспортного контроля, субсидирование аналитической деятельности и подготовки кадров для маркетинга и продаж, политическая поддержка первых лиц государства на важных переговорах», — рассуждает глава ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров. Зарубежные проблемы
Успехи российского бизнеса за рубежом, разумеется, не означают, что предприниматели из России не сталкиваются с проблемами во время покорения зарубежных рынков и не нуждаются в дополнительных мерах поддержки.
«Основными барьерами экспорта являются высокая налоговая нагрузка на зарубежный маркетинг, излишнее валютное регулирование, отсутствие возможности планировать маркетинговые мероприятия, которые могут получить господдержку, отсутствие кредитного плеча с льготной ставкой и без требования залога», — полагает Валентин Макаров.
Исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин говорит, что остается актуальной проблема получения полной и достоверной информации о состоянии ИТ-индустрии в различных разрезах на различных зарубежных рынках.