Найти тему

Одиночный заплыв Ихтиандра

К 80-летию Владимира Коренева

28 декабря 1961 года состоялась премьера одного из самых кассовых фильмов за всю историю советского кино (65 миллионов зрителей и общее 11 место) – кинокартины режиссёров Владимира Чеботарёва и Геннадия Казанского «Человек-амфибия», снятой по роману Александра Беляева. Публика с восхищением приняла мечтательную философию основоположника советской научной фантастики о горячей любви, человеческих пороках и жизни без оков, перенесённую на экран. Кинокритики, как полагается, не поскупились в рецензиях полнотой диапазона от восторженности до разгромного отрицания.

Спасение любимой
Спасение любимой

Зато исполнители ролей и главных, и второго плана, заполучили от судьбы по увесистому бриллианту в корону персональных достижений. И заслуженные мастера Николай Симонов (доктор Сальватор), Анатолий Смиранин (старый ловец жемчуга Бальтазар), Юрий Медведев (жадный торговец рыбой), и расцветающие таланты Анастасия Вертинская (красавица Гуттиэре), Михаил Козаков (хищный циник Педро Зурита), Владлен Давыдов (журналист-социалист Ольсен), и никому доселе неизвестный юноша внеземной красоты с морем в глазах Владимир Коренев (человек-амфибия Ихтиандр).

Михаил Козаков и Анатолий Смиранин
Михаил Козаков и Анатолий Смиранин

Неузнаваемость, наряду с необыкновенностью внешности, как непременные условия для кандидата на главную роль, остановили выбор режиссёров на Владимире Кореневе. Его единственное появление на экране в массовой сцене без имени, без титров и без слов в фильме Владимира Басова «Жизнь прошла мимо» осталось незамеченным, а наличие поставленного голоса не понадобилось вовсе: Ихтиандра за кадром озвучил Юрий Родионов.

Море в глазах
Море в глазах

Утопическая история противостояния индивидуальности и алчного социума, сдобренная романтическими отношениями непрактичных влюблённых сердец, нашла благодатную почву в стране, наслаждающейся эйфорией хрущёвской оттепели. Творческие пути актёрского состава получили дополнительный мощный импульс, их карьеры стремительно развивались у всех, кроме Владимира Коренева. Вдруг оказалось, что его внешние данные без наличия других обязательных актёрских качеств, совершенно не интересуют режиссёров.

Жизнь в воде
Жизнь в воде

Ни одной главной роли после Ихтиандра у Коренева не было. Из сыгранного им впоследствии более и менее крупным с некоторой долей условности можно назвать разве что старшего сына в «Детях Дон Кихота», Хуана из «Много шума из ничего», да директора овощной базы № 6 в «Криминальном таланте». Российский же кинематограф льющийся мутным потоком безвкусицы в редкие моменты качественного вдохновения спокойно обходится без кумира 60-х.

Хуан. «Много шума из ничего»
Хуан. «Много шума из ничего»

Вспышка актёрской удачи в кино так и осталась единственной. Минимальная вариативность с тех пор сопровождает актёра всю жизнь. В том же, 1961 году Михаил Яншин пригласил Коренева в Московский драматический театр имени Станиславского (ныне Электротеатр Станиславского), ставшим для него также единственным. Владимир Борисович служит там почти 60 лет.

Маттиас Клаузен. «Перед заходом солнца». Электротеатр Станславского
Маттиас Клаузен. «Перед заходом солнца». Электротеатр Станславского

И семейное счастье с единственной супругой Алевтиной Константиновной радостно приближается к бриллиантовому юбилею.

Алевтина и Владимир
Алевтина и Владимир