Эх! Было время, вот на выставки ходили, да и вообще выходили из дома... без разрешения. Этот семейный портрет собак как воспоминание из прошлой жизни. Оказывается, заказывали не только портреты близких. Точнее, близкие и любимые - это не всегда про людей...
Очень камерно, скромно все, будто оказался в изоляции на острове, сообщение с которым прервано лет триста назад. Никаких особых потрясений и открытий у меня не случилось, разве что я вдруг осознала, что картины любого художника – это его личный мир грез и фантазий, «узаконенный» уход от реальности. И что удивительно, конкретно этому художнику как бы все равно, нравится вам – зрителю – у него в гостях или нет, он не пытается понравиться. По большому счету, он вас даже не приглашал.
Вот витрина с личными вещами, где среди прочего лежит прядь его волос. Настоящих… вот это я до сих пор переосмысливаю, в голове не укладывается, что вот это вполне вещественный биоматериал человека, который жил почти 300 лет назад. Вот как это? Вот эта прядь волос вон того человека с портрета?.. Созерцание картин старых мастеров приучило к мысли, что это все порталы в тонкие миры чувств, что сами авторы как эльфы и волшебники-невидимки, которых нет в нашем плотном мире. А тут такое… И еще пара писем с его почерком – очень любопытно! Красиво, ровно, без «аритмии», благородно. Хочется рассматривать детали письма в той же манере, что и картины.
И собаки. Они смотрят теми же глазами, что и люди. Это такой же семейный портрет, который откликается точно такой же внутренней созерцательной тишиной, как и другие портреты или фантазийные пейзажи. Далеко не сразу доходит, что это собаки, что собаки – это не модный или статусный аксессуар, по которому можно сделать определенные выводы о хозяине. Здесь вообще не предполагается наличие хозяина.