"Эсэсовский врач, доктор Менгеле «на работу» ходил через цыганский сектор лагеря. Едва заметив его издали, цыганские дети сбегались со всех сторон с криками: «Дядя Менгеле! Дядя Менгеле!» Вечно голодные, они облепляли его, вымаливая что-нибудь съестное. Зная о том, как он любит музыку, цыганские девочки пускались в пляс. «Растроганный» Менгеле опускал руку в карман и доставал конфеты, не забывая, впрочем, высматривать в толпе детей новые жертвы для своих опытов. К лету 1944 года почти все маленькие узники умерли от голода и отсутствия проточной воды… Детишки, кружившиеся вокруг палача до поры не догадывались, что они танцуют танец смерти. Только Менгеле знал об этом заранее!" - из воспоминаний узников лагеря смерти Освенцим.
Доктор Менгеле узнал, что среди узниц Освенцима есть чешская девушка еврейского происхождения Дина Готлибова, которая прекрасно рисовала и "Ангел Смерти" решил использовать ее, как художницу для своих дальнейших опытов. Талантливая красавица Дина училась в Пражской Академии художеств, но после начала оккупации ее исключили по национальному признаку и в 1942 г. вместе с матерью отправили в концлагерь Терезиенштадт и затем на следующий год в Аушвиц, печально известный Освенцим. Изувер Менгеле хотел запечатлеть кожу цыган лучше, чем он мог это сделать с помощью аппаратуры того времени, и девушка согласилась взамен сохранения ее жизни и жизни матери, да и нелепо рассуждать, какой у нее был выбор в таком положении, - в случае отказа ее, как других узников, ждала топка крематория или газовая камера. Она должна была рисовать скрупулезно, детально, все до самой мелочи.
До сих пор не могу понять, как этому извергу, представителю такой гуманной профессии, как врач, не помешавшей уничтожить ему тысячи людей, удалось избежать наказания и временами задумываешься, где она, Божья кара? В голове этого садиста рождались такие планы опытов над себе подобными, что кровь стынет в жилах! "Сердобольный" Менгеле не раз обращался к руководству лагеря оставить в живых того или иного заключенного, но не для сохранения жизни, а для выполнения своих бесчеловечных экспериментов. У него была целая команда "соратников", которые активно "трудились во имя науки". Садист и душегуб жил припеваючи и умер в 1979 г. и при этом, говорят, никогда не раскаивался в своих злодеяниях.
Дина Готлибова тоже выжила и прожила 86 лет, в браке с аниматором Артом Бэббиттом, создателем персонажа Гуффи из мультфильмов Уолта Диснея, у нее родились две дочери, но сколько ей нужно было пройти, сколько горя и лишений испытать прежде, чем обрести свое счастье, как женщины, как матери. В 1945 г. было всего 22 года...
Дина даже и не задумывалась и не подозревала, что некоторые из ее портретов, написанные в неволе, сохранились, но работники Государственного музея "Аушвиц-Биркенау" выкупили картины у бывшего узника лагеря и вызвали ее в Польшу, но вернуть произведения автору работники музея отказались. До конца жизни Готлибова-Бэббитт пыталась вернуть свои работы, эта тяжба длилась почти тридцать лет, но тщетно и накануне смерти Дины ей пришла посылка и то с репродукциями, но она к ним даже не прикоснулась. Бывшая узница под № 61016 считала, что пока ее работы остаются в Освенциме, и ее душа и души тех цыган остаются в плену концлагеря.
Трудно даже представить, в каком страхе жила девушка, ведь Менгеле нужна была микроскопическая точность всех оттенков кожи цыган, при этом ведь натурой для художницы были не красочные пейзажи природы или лица красивых людей, она рисовала портреты жертв до и после чудовищных экспериментов, делала сравнительные рисунки носов, ушных раковин и т. д. тех, кого потом отправляли на смерть. В художественной школе Дина рисовала маслом и темперами, а тут ей дали акварель, видно ее талант и мастерство оказались спасительными - "заказчик" оставался довольным ее работами. Он даже разрешил подписывать работы своим именем, одно слово - "спаситель"! Но спас Дину Готлибову не он, а ее умение талантливо рисовать, жалко, что ей пришлось рисовать Белоснежку на стене барака детского блока в Освенциме, а не где-нибудь на уютной площадке для ребятни. Не будь в истории того страшного явления, как гитлеровский фашизм, ею могли быть написаны совсем другие картины - добрые, светлые, теплые, те, от которых бы веяло жизнью и любовью к людям...