Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

Сегодня год со дня смерти Юрия Пугача, художника-постановщика «Ленфильма» и мужа Елены Соловей

Воспоминания близких и лучшие работы в кино

Юрий Пугач
Юрий Пугач

Год назад в США умер замечательный советский художник-постановщик и декоратор Юрий Пугач. В 2020 ему исполнилось бы 75 лет.

Широкая публика хорошо знакома с его женой, актрисой, звездой киноэкрана Еленой Соловей, и это неудивительно: актеры всегда популярнее тех, кто работает за кадром и красоту этого кадра создает.

Юрий Пугач и Елена Соловей с детьми
Юрий Пугач и Елена Соловей с детьми

О Юрии Пугаче известно не очень много, в основном, из интервью Елены Соловей и по воспоминаниям друзей. Окончил Мухинское училище по специальности художник-керамист.

В одной из его лучших работ, многосерийном фильме «Открытая книга» 1977 года, это ощущается особенно хорошо: в кадре много оригинальной авторской и винтажной керамики и изделий из стекла, которые интересно рассматривать.

Нельзя пройти мимо и другой многосерийной экранизации Виктора Титова – телефильма «Жизнь Клима Самгина» (1986-1988), в котором дореволюционная Россия воссоздана с особым тщанием: стекло, фарфор, текстиль, орнаменты и фактуры идеально воплощают быт своего времени.

Самым большим счастьем было работать вместе с мужем на «Жизни Клима Самгина», «Открытой книге». Я очень доверяю Юриному вкусу, мне интересно его видение мира, искусства. Если в чем-то сомневалась, непременно спрашивала его мнение.
Елена Соловей в интервью журналу «Караван историй»


О том, как внимательно и с какой любовью Юрий Пугач подходил к дизайну и декору пространства, говорят не только декорации нескольких десятков ленфильмовских картин, на которых ему случилось поработать, но и его подход к организации собственного быта. Приведу эту показательную цитату полностью:

Юрины родители сразу забрали нас к себе, выделили комнату. Его отец руководил в Ленинграде строительным трестом, мама была домохозяйкой и помогала мне управляться с новорожденной. Поскольку я стала штатной актрисой «Ленфильма», а Юра к тому времени — штатным художником-постановщиком, студия походатайствовала и нам, молодым специалистам, дали отдельную квартиру. Когда Иришке исполнился годик, мы переехали в двухкомнатные хоромы на улице Марата. «Хоромы» произношу без иронии, поскольку квартира находилась в старинном особняке с потолками четырехметровой высоты, где была огромная кухня и широченный коридор, по которому наши дети катались на велосипеде. Сейчас этот дом отреставрировали, и там располагается консульство Швейцарии.

Витаутас Паукште, Марина Неелова, Сергей Юрский и Антс Эскола в фильме «Сломанная подкова»
Витаутас Паукште, Марина Неелова, Сергей Юрский и Антс Эскола в фильме «Сломанная подкова»
Обставлял квартиру Юра, я не имела к этому никакого отношения, доверяла его вкусу. Он купил разномастную мебель, руководствуясь единственным принципом: чтобы было удобно. Обычно квартиры художников напоминают музей, там масса антикварных безделушек, старинные шкафы и серванты. Единственной антикварной вещью в нашем доме был абажур — сложное сооружение начала двадцатого века в стиле ар-нуво. Я мечтала о том, чтобы обеденный стол, за которым собирается семья, освещала лампа с абажуром, и Юра мечту исполнил. Он вообще был ко мне очень внимателен. Часто что-то дарил. До сих пор мое любимое украшение — старинная подвеска с хризолитами, которую Юра отреставрировал и преподнес мне на день рождения.
Елена Соловей в интервью журналу «Караван историй»


Есть художники-постановщики, которые специализируются на какой-то одной эпохе или одном стиле: например, работают исключительно на исторических фильмах или занимаются только фантастическим кино.

Умение создавать самые разные миры и разные контексты на съемочной площадке дано не всем. Юрию Пугачу удавалось всё – от фантазии на тему Жюля Верна в фильме «Сломанная подкова» (1973) до воплощения советского коммунального быта в фильме «Мой друг Иван Лапшин».


Мой личный фаворит в фильмографии Юрия Пугача – научно-фантастический фильм
«Завещание профессора Доуэля», мастерски передавший напряженную и мрачную атмосферу безумия и бесчеловечности экспериментов над людьми.

Кадр из фильма «Завещание профессора Доуэля»
Кадр из фильма «Завещание профессора Доуэля»

После эмиграции в 1991 году в США Юрий Пугач и Елена Соловей, по свидетельству актрисы, вынуждены были начать жизнь с нуля. Юрий «устроился дизайнером в крупную ювелирную компанию. А через какое-то время стал сотрудничать с одной из нью-йоркских арт-студий, где трудится по сей день» (из интервью Елены Соловей).

О причинах отъезда рассказывает сорежиссер фильма «Окно в Париж» Аркадий Тигай:

Впрочем, Юра всегда немного стеснялся своего благополучия. Хотя еще в молодости у него появились личный автомобиль «Волга», собственная квартира и другие недоступные многим блага. А когда он женился на суперзвезде, изумительной актрисе Лене Соловей, все ему стали завидовать еще больше.
Аркадий Тигай


И далее, в том же
интервью:

Несмотря на достаток, Юру всегда очень тяготила жизнь в СССР. Партийная учеба, давление коммунистического режима его невероятно напрягали. Поэтому он давным-давно решил уехать на Запад. Для него даже стояние в очереди за какими-нибудь апельсинами казалось зазорным. К фальши и вранью, которые вынужденно сопровождали многих советских людей, он был нетерпим. Часто с ужасом повторял: «Почему СССР такая богатая страна, но так унижает своих граждан?!»
Аркадий Тигай


Очень жаль, что после 1991 Юрий Пугач перестал работать в кино, а ведь сколько еще фильмов он мог бы оформить! Возможно, многие фильмы 90-х казались бы менее чернушными и более смотрибельными, если бы в них были привнесены эстетический вкус и художественная изобретательность.

Светлая память.

👉 Читайте также о других художниках-постановщиках на канале:

Михаил Ромадин // Вера Зелинская // Алекс Макдауэлл // Жан Рабасс // Рашит Сафиуллин // Евгений Еней // Владимир Светозаров