Найти тему

"Почему реализм - это беднота и трущобы, а не чистая публика, играющая в крикет?"

Такой вопрос задавал писатель Алан Милн, создатель Винни Пуха. А и в самом деле, интересный ведь вопрос?

Причём вопрос интернациональный. Вот что писал философ Константин Николаевич Леонтьев: "У нас просто боятся касаться тех сторон действительности, которые идеальны, изящны, красивы. Это, говорят, не по-русски, это не русское! Живописцы наши выбирают всегда что-нибудь пьяное, больное, дурнолицое, бедное и грубое из нашей русской жизни. Русский художник боится изобразить красивого священника, почтенного монаха; нет, ему как-то легче, когда он изберет пьяного попа, грубого монаха-изувера. Мальчики и девочки должны быть все курносые, гадкие, золотушные; баба - забитая; чиновник - стрекулист; генерал - болван и т.д. Это, значит, русский тип"

Тут пожалуй, философ несколько сгущает краски, есть у автора приведённой картины, Василия Григорьевича Перова, помимо таких полотен:

-2
-3

и знаменитые "Охотники на привале" или "Птицелов":

-4

Что же тут больное или дурнолицее из русской жизни?

А всё-таки, наиболее впечатавшиеся в память полотна русских художников о современном им обществе, это именно то, о чём говорит Леонтьев. Не потому ли, что в советское время именно их выдвигали на передний план, ибо обличали и бичевали "язвы проклятого царизма"?

Ничего, когда пришла пора снова бороться с существующей властью, наступило время всяких "Огоньков" Коротича с их подборками фотографий окружающей советской действительности. На смену изображениям ударного труда на благо советского народа пришли вот такие:

-5
-6

Помните их огромное количество? Не говоря уж о всяких "Маленьких Верах" - а ведь это тоже чистейшей воды реализм, не так ли?

И приходит понемногу понимание, что любой "реализм" - это всего лишь социально-политический заказ. Осознанный или нет, просто художник заявляет, что он "так видит", а на самом деле подспудно он отлично знает, чего от него ждут. Какой заказ - такой и реализм, как бы печально это ни звучит.