Эпоха средневековья характеризуется бурным ростом торговли, ремесленничества и, как следствие этого, городов. Итогом данного процесса становится появление и развитие так называемого городского права. Оно имело две основные формы: отдельное право конкретного города и системы городского права, построенные на единых принципах и по образу и подобию города – «прародителя». Проникновение городского права на территорию восточнославянских государств напрямую связано с появлением немецких торговцев и колонистов, которые селились на территориях уже созданных городов или закладывали свои поселения, а также в крупных городах создавались фактории. В связи с тем, что этот процесс происходил на королевских либо княжеских землях с согласия и дозволения владельца, а также с учётом принципа средневекового права: переселенцы имеют право жить согласно тем обычаям и законам, по которым они привыкли жить на своих исконных территориях, им это право предоставлялось.
Вместе с переселенцами на славянских землях «прибыли и укоренились» основные системы немецкого городского права: магдебургское право, хелмское (кульмское) право, любекское право, новомарктское (шрёдское).
Магдебургское право – одна из наиболее известных систем городского права. Магдебургское право возникло в конце XIII в. в Германии, в городе Магдебург, как феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословный статус горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена. Германскому городскому праву предшествовали статуты итальянских городов. Однако именно магдебургское право стало первой в Европе универсальной системой городского права, которую можно было применить в любом торгово-промышленном городе и основным принципом которой являлось самоуправление горожан.
Магдебургское право предоставляло городам самоуправление, судебный иммунитет, налоговые льготы, право собственности на землю, льготы в ремесленной и торговой деятельности населения, освобождение от военной повинности (за исключением обозной). В городах с магдебургским правом создавались выборные органы самоуправления и суда, устанавливался порядок выбора властей и их функции, основные нормы гражданского и уголовного права, правила судопроизводства и налогообложения, порядок торговли, деятельность ремесленных цехов и купеческих объединений.
В привилеях на магдебургское право неоднократно подчеркивается, что город растет, развивается, и потому предметом постоянного внимания городского управления является распространение городской юрисдикции на всех жителей города. Под власть магистрата передаются все новопоселенцы. Более того, под юрисдикцию магистрата отходят и те горожане, которые живут в домах, принадлежащих аристократии и духовенству.
Получение магдебургского права городами Беларуси и Литвы означало, что они достигли достаточно высокого социального и экономического уровня развития и сравнялись в этом отношении со многими польскими и немецкими городами. Показательным в этом плане можно назвать практику наделения главой государства городов Великого княжества Литовского привилеями на магдебургское право. Согласно данным актам, город освобождался из-под юрисдикции органов государственной власти и государственных должностных лиц и получал право на свою собственную систему управления и суда. Один раз в год город должен был внести в казну государства установленную сумму денег, что выступало своеобразной платой «за самоуправление». Все основные направления жизнедеятельности горожан были под контролем местной власти, которая и создавалась на основе привилеев на магдебургское право.
Хелмское (кульмское) право, городское право (нем. Kulmer Recht, лат. Jus Culmense vetus) – совокупность правовых норм и представлений, распространенных в Пруссии в XIII–XV вв., основанных на Кульмской грамоте (далее КГ) и последующих привилегиях Тевтонского ордена колонистам и развивавшихся под влиянием Кульмского верховного суда. Названо по городу Кульм (нем. Kulm; Culm), ныне – Хелмно (польск. Chełmno) в Польше. Установленный привилей для Хелмно, названный КГ, был выдан 28 декабря 1233 года Великим гохмейстером Тевтонского ордена Германом фон Зальцем и ландмейстером Пруссии Германом Бальком.
В историко-правовом аспекте КГ – это свободно составленная совокупность норм. Большинство из них созрело в рамках общеевропейской и немецкой правовой традиции. Часть статей имеет прямые ссылки на сформированные ранее магдебургское городское право, фламандское право, селезское и фрейбургское горное право. Уникальность КГ состоит не в её отдельных положениях, а в их единстве. Содержание грамоты обусловлено конкретной исторической ситуацией (войсковая экспедиция в Пруссию и заселение края), чётко отображает её.
Статьями 1 и 4 КГ городам давалось магдебургское право, согласно которому они получали три основных органа самоуправления: бурдинг (общинный сход), городской суд, состоявший из судьи и коллегии шефенов, и городской совет . В статье 1 КГ говорится о ежегодных выборах судей, которые должны подходить сообществу городов. Согласно статьям 2 и 3 КГ, территориальная подсудность городского судьи ограничивалась зоной городской черты. Из неё были исключены дела о происшествиях, случившихся на территориях, прилегающих к замкам (в городах, где они имелись), а также на всех общественных дорогах (в том числе и водных, к которым относилась и Висла).
Верховный суд прусских городов находился в Кульме в течение всего орденского господства в Западной Пруссии и был переведён в Кёнигсберг после 1478 года вместе с резиденцией гохмейстера.
Особое внимание в КГ уделяется земельным правоотношениям. Горожанин согласно хелмскому праву не имел частной собственности на землю, платил ренту, но мог передавать землю по наследству. Часть земли могла продаваться.
Как говорилось выше, хелмское право испытывало влияние фламандского права. Это проявилось в том, что в наследственном праве сыновья и дочери обладали равными правами. А в семейном праве при заключении брака мужем и женой формировалась общая собственность супругов в равных долях, которая в случае смерти одного из супругов делилось пополам, где одну половину получал второй из супругов, вторая отходила наследникам умершего. Вдовы погибших колонистов могли снова выйти замуж только за живущего там же христианина – холостяка.
Таким образом, хелмское право было одним из самых прогрессивных городских прав в средневековой Европе, оно способствовало экономическому развитию городов и малых поселений. Под его влиянием формировались основные принципы самоуправления.
Любекское городское право ещё называют правом городов Ганзы – торгового союза купцов. Оно стало правовой базой данного союза и, как следствие этого, общее руководство сосредоточилось в руках городского совета города Любек, который так же являлся высшей апелляционной инстанцией по всем спорным вопросам. Любекское городское право являлось по своей сути специализированным правом, в основе которого лежал правовой статус средневекового купца, а также создание основ максимального благоприятствования торговле и реализации этого статуса.
Вместе с расширением сферы интересов Ганзейского союза и включением в его состав новых городов, распространялось и любекское городское право. Эти города, по мнению автора, можно классифицировать следующим образом:
1. Города с полным городским правом (к ним относились Гамбург, Росток, Таллинн и другие города, полноправные члены Ганзейского союза)
2. Города с неполным городским правом (к ним следует отнести города Орденской Пруссии Эльбинг и Мемель). Основное отличие любекского права в этих городах от исходного образца заключалось в том, что данные города не имели права уклоняться от ведения войны на стороне Ордена, если в этом возникала необходимость. Любекское право было пожаловано с изъятиями положений, направленных «против Бога, ордена и земли». Вместо этих положений должны быть по совету братьев, горожан и иных мудрых людей установлены иные нормы, пригодные для ордена, земли и города.
3. Города с правом «любекских факторий» (Новгород и Псков).
4. Города с «неофициальным любекским правом». Примеры – города Англии, в которых монархи отказали купцам Ганзы в писаном праве, но разрешили использовать любекское право на уровне правового обычая в той части, в которой оно не противоречило английским законам и только в отношениях между ганзийцами.
5. Особую группу составляли города, которые владели своим городским правом, но были членами ганзейского союза. К ним относятся города Торн и Кульм, владевшие кульмским правом, город Магдебург, владевшим правом с одноимённым названием.
Все сферы жизни факторий регулировались нормами данного права, и только споры и конфликты между гражданами города и немецкими купцами разрешались на основе местного права. При этом все немецкие купцы должны были подчиняться данному договору, вне зависимости от их принадлежности к ганзейскому союзу. Любекское городское право являлось по своей сути специализированным правом, в основе которого лежал правовой статус средневекового купца, а также создание основ максимального благоприятствования торговле и реализации этого статуса.
Любекское городское право было одним из самых «агрессивных» по отношению к другим системам городского права и местному законодательству: оно могло сосуществовать с ними, но при этом не ассимилировалось. Это мы видим на примере Новгорода и Пскова. В этом заключалась основная причина того, что в Орденской Пруссии оно не получило широкого распространения (в разное время им владело всего семь городов, часть из которых позднее была вынуждена перейти на кульмское право).
Ганза была по своей сути не только союзом купцов, но имея казну, армию (пусть вначале наёмную), флот, международные связи, достаточно чётко прописанное законодательство и судопроизводство, являлась своеобразным «государством» купцов. Города, входящие в состав Ганзы, были по своей сути коллективными феодалами, обладающими правом ведения войны и проведения торговых блокад, а также правом заключения международных договоров, несмотря на то, что из текстов грамот на любекское право это прямо не следует. Благодаря своему экономическому и политическому могуществу, они «присвоили» себе эти права, не характерные таким системам городского права как магдебургская и кульмская.
Как КГ 1233 г. стала основой для создания кульмского права, так привилей г. Галле 1235 г. Новомаркту заложил правовую основу для создания новомарктского или, в польском варианте, шредского права. Город Новомаркт, современная Шрода, находится в Силезии (Польша). Основное количество локаций на новомарктском праве появилось в течение 1223-1229 гг., во время княжения силезского князя Генриха Бородатого и его конфликта с Магдебургом. Новомарктское право соединяло в себе нормы магдебургского и фламандского (голландского) права. Оно просуществовало более 250 лет на протяжении XIII-XV вв.
Отличительной чертой новомарктского права является многоразовое наделение им населенных пунктов с целью урегулирования правоотношений. При этом села получали вначале фламандское право, а со временем его дополняли нормами магдебургского права.
Особенностью новомарктского права по сравнению с магдебургским было то, что с первой половины XIV в. на месте старого каштелянского судебного округа была создана новая городская юрисдикция под названием Вайхбильд, насчитывавшая 89 населённых пунктов. Первые упоминания о земских судах немецкого права содержатся в исторических источниках с 1353 г.
Другой особенностью формирования новомарктского права было также и то, что его основой стало разъяснение лавников города Галле 1235 г., когда ещё в Магдебурге и Галле не существовало такого органа, как городская рада, а учреждение в городах новомарктского права должности бургомистра и радников происходило параллельно с существованием должности войта. До 1335 г. в новомарктском праве сохранились элементы фламандского права. Это касалось структуры органов управления города, его пригородов и сёл, вещных прав супругов.
В отличие от магдебургского права, которое получали города, спецификой новомарктского права стало его распространение в сёлах. Так, из 1005 известных на сегодня его привилеев, лишь 132 касались городов, а остальные – сёл. Естественно, данная система права содержала преимущественно нормы, регулирующие правоотношения на селе. Наделение новомарктским правом обязывало жителей села выплачивать в качестве налога определённую сумму денег и определённое количество центнеров зерна (рожь, пшеница, овёс). В XV-XVI вв. в сёлах, принадлежащих католической церкви, постепенно увеличивалось количество натуральных налогов (податей) и устанавливалось, сколько дней необходимо отработать на панщине.
Большое значение для формирования новомарктского права имела деятельность высших апелляционных судов этого права (обергофы). Высший суд Новомаркта был образован приблизительно в 1274 г., а период наиболее активной деятельности приходится на 1275-1365 гг. В его состав входило 5 радников вместе с бургомистром и 11 старейшин (лавников). Среди последних было 7 местных и 4 из других городов. В 1283 и 1289 гг. в Новомаркте была установлена должность городского писаря, а с 1323 г. город вел собственные городские книги.
В заключение отметим, что новомарктское право, по нашему мнению, представляло собой разновидность магдебургского права. Можно сказать, что оно было приспособлено к местным условиям магдебургским правом с использованием элементов фламандского права. В новомарктском праве в равной мере просматриваются элементы самоуправления городской и сельской власти. Становление демократических институтов местного самоуправления, городской рады способствовало переходу с новомарктского на магдебургское право.
Все вышеперечисленные системы городского права способствовали экономическому и политическому развитию городов, оказали влияние на формирование класса горожан.