Телеэфир опять заполнили проекты, в которых все почему-то танцуют
Не раз и не два уже приходилось писать о том, что кризис идей на ведущих отечественных каналах достиг максимальных значений. Однако их руководители по-прежнему продолжают свою творческую политику обнародования новых проектов такого качества и смысла, что автор этих строк вольно или невольно вынужден проявлять качества медиакритического зануды. Вот и в нынешнем феврале вновь одновременно стартовали на каналах-конкурентах ( Первый и «Россия-1») два тематически схожих проекта.
О том, что эти два федеральных вещателя только и делают, что стараются подставить друг другу эфирную подножку, уже приходилось писать. Помните казус с одновременной демонстрацией «Золотого теленка» и «В круге первом»? Нынче ситуация ровно такая же. С той лишь разницей, что в один день сталкиваются лоб в лоб две программы, где все танцуют. Правда, никто никому не объясняет о том, почему для участия в обеих программах отбираются те или иные участницы или участники.
Впрочем, зритель у нас опытный и сам догадается о том, что если проект именуется «Танцы со звездами» («Россия-1»), то в него приглашают только тех, чьи лица когда-либо мелькали в «ящике». О хореографических способностях и пластических возможностях участников вопрос не стоит. Зачем это нужно? Достаточно произнести их имена и постараться узнать под толстым слоем грима. В нынешнем варианте «звезды» отобраны исключительно по гендерному признаку, что выглядит как-то странно. И обидно. Впрочем, на то есть воля продюсеров проекта. Если они решили, что пусть лучше будут позорится в своем неумении станцевать вальс прекрасные дамы, то так тому и быть.
Заметим, что «Танцы со звездами» имеют более продолжительную эфирную историю и организаторы проекта обладают достаточными навыками, чтобы с помощью соответствующих мнений жюри и голосований создать напряжение среди участников и тем слегка обострить восприятие в целом гламурного зрелища, где «картинка» важнее, чем смысл и содержание собственно танцевальных номеров. Здесь важно количество «звезд» в кадре и степень их узнаваемости.
Совсем иной принцип положен в основу проекта Первого канала под призывным названием «Танцуй». Понятно, что могучий Константин Эрнст просто-напросто позаимствовал идею у сети ТНТ, где она буквально в том же формате реализовывалась в конце прошлого года под названием «Танцы». В обстановке бездумного и безумного веселья и «ржаки» показанные «грязные танцы» казались вполне органичным экспериментом с теми, кто желал продемонстрировать якобы свои способности к движению под музыку. Но то, что хорошо в эфире «стебного» канала как-то не очень вяжется с эстетикой Первого и главного канала страны, претендующего на солидность и образец вкуса.
Описывать увиденное и услышанное в «Танцуй» я не берусь, чтобы не быть обвиненным в дурновкусии. Такое ощущение, что администраторы подбирали для участия юношей и девушек где-то в подворотнях, где они изображали уличные танцы. Об отсутствии манер и нормальной речи у тех, кого отобрали, говорить не приходится. Внешний вид заставляет вспомнить жалостливую песню из фильма «Генералы песчаных карьеров»: «Я начал жить в трущобах городских…» и далее по тексту. Состав жюри, конечно, может быть признан квалифицированным, но что в нем делает вечный хохмач Дмитрий Хрусталев? А Екатерина Варнава в роли ведущей данного проекта такой же эстетический нонсенс, как Дмитрий Нагиев в качестве ведущего программы «Время».
Может быть, моя реакция на увиденное была бы менее болезненной, если бы мы все не видели в эфире того же Первого канала проекты уровня «Голоса». И в то же время не понимали, что руководителя канала иногда откровенно эксплуатируют хорошую и популярную зрелищную идею, нисколько не заботясь о ее смысле. Так происходит с фигурным катанием и танцами, так, к сожалению, происходит и с «Голосом», в котором вновь нещадно эксплуатируют детей. Но это уже тема отдельного критического разговора.
Сергей Ильченко
Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения
https://jf.spbu.ru