Найти тему

Эскизы для мозаик Спаса на Крови. Живописные оригиналы Нестерова, Васнецова и Парланда

Оглавление

Этой зимой в Михайловском замке проходила выставка к юбилею императора Александра III. В конце маршрута неожиданно для себя обнаружила подлинники эскизов к мозаикам Спаса на Крови.

Огромная благодарность Русскому музею за возможность увидеть эти уникальные картоны и живопись!

Содержание статьи:

1. Какая связь с Александром III?
2. Авторская акварель с проектом храма
3. Мост и стена, которых сейчас нет
4. Живописные оригиналы мозаик

1️⃣ Какая связь с Александром III?

Спасом на Крови называют Храм Воскресения Христова, выстроенный на месте смертельного ранения императора Александра II. Собор был расположен таким образом, чтобы внутри оказался та самая часть набережной Екатерининского канала, где пролилась августейшая кровь.

Такова была задумка архитектора Альфреда Парланда и его соавтора архимандрита Игнатия (Малышева). Утвердил проект сын убиенного царя - император Александр III, и закладка собора состоялась в первые годы его правления. Поэтому на юбилейной выставке и было уделено внимание этой теме.

Альфред Парланд через несколько лет после начала строительства храма создал для императора вот такой чудесный подносной проект в виде складня. Я о нём не знала и, конечно, увидела впервые.

Подносной проект храма Воскресения (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге. Альфред Парланд (1889). Бумага, акварель. Из собрания ГРМ. Фото автора
Подносной проект храма Воскресения (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге. Альфред Парланд (1889). Бумага, акварель. Из собрания ГРМ. Фото автора

Давайте рассмотрим детали резного футляра. Просто красота и милота!

-3

В верхней части складня вязью вырезана цитата из Евангелия от Иоанна 15:13 - слова Христа о добровольном пожертвовании своей жизнью из любви к ближним: "Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своя".

-4

Одна из идей храма - проведение параллели между жизнью царя земного и Царя Небесного, пожертвовавших собою ради блага людей. Прослеживается она и здесь. Сразу скажу, что мне эта параллель не совсем близка.

-5

В нижней части складня надпись более убористая. Разобрать получилось не сразу: "Проект храма Воскресения Христова, сооружаемаго на месте смертельнаго поранения Императора Александра Второго" .

2️⃣ Авторская акварель с проектом храма

В центральной части под стекло помещена акварель, изображающая будущий храм.

-6

Это работа самого архитектора Парланда. Вот его автограф.

-7

Обратите внимание на ракурс. Собор показан со стороны канала Грибоедова (тогда Екатерининского). Именно так должна была подходить публика к православной церкви - как и полагается, с запада. И заходили внутрь в то время тоже через западные крылечки и двери. Сейчас мы заходим с северной стороны, выходим с южной.

-8

В сам храм доступ был только для членов царской семьи и их приближённых. А все остальные могли почтить память императора, поклонившись мозаичному распятию под золотым сводом, расположенному на стене колокольни. Сразу за этой стеной и находится под сенью место, где пролилась кровь Александра II.

3️⃣ Мост и стена, которых сейчас нет

Поскольку пейзаж изображен зимний, то кажется, что люди стоят прямо на льду необычайно высоко поднявшейся воды канала. На самом деле, для удобства подхода к собору был сооружен мост, который виден еще на старых фотографиях.

Открытка 1900-х годов
Открытка 1900-х годов

Это был самый широкий мост Петербурга - 115 метров. Одновременно он являлся и вместительной площадью перед входом в храм.

Мост несколько раз перестраивался и постепенно смещался в сторону Конюшенной площади. Так было удобнее для организации движения транспорта. Окончательно часть моста, ведущая к храму, была разобрана в 1939 году. Сейчас ширина нового моста составляет всего 35 метров.

Ну, и самые внимательные читатели заметили, что в подносном проекте вместо ажурной ограды изображена глухая стена. Она отгораживала Михайловский сад от набережной канала и была свидетелем страшных взрывов 1 марта 1881 года.

В Музее политической истории России хранится акварель, написанная, что называется, по горячим следам. Только увидев её, я поняла, почему террористы поджидали императора именно в этом месте: здесь был своеобразный коридор, из которого некуда деться.

Момент взрыва на Екатерининском канале 1.III.1881. А.Лупанов (1881 г.) Рисунок. Из собрания Музея политической истории России. Фото автора
Момент взрыва на Екатерининском канале 1.III.1881. А.Лупанов (1881 г.) Рисунок. Из собрания Музея политической истории России. Фото автора

После появления прекрасного храма, место узнать очень трудно, оно изменилось кардинально. Сравните с открыткой, размещённой выше. А чугунная ограда появилась уже накануне освящения собора - к 1907 году.

4️⃣ Живописные оригиналы мозаик

Спас на Крови часто называют "музеем мозаичного и камнерезного искусства". Это поистине так. Все стены, пол и потолок полностью покрыты мозаикой или камнем. Всегда завидую тем, кто входит внутрь впервые и испытывает непередаваемый восторг от увиденного.

Мозаики Спаса на Крови. Фото автора
Мозаики Спаса на Крови. Фото автора

Над созданием эскизов для мозаик в том числе трудились художники, работавшие в русском стиле, конечно же, известные нам всем: Михаил Нестеров и Виктор Васнецов.

Нестеров создал эскизы для мозаик, находящихся в северном и южном киотах: "Святой князь Александр Невский" и "Воскресение Христово".

  • Пусть вас, пожалуйста, не смущает разница в оттенках. Виновата цветопередача камеры - снимала в разных условиях, а вспышку применять нельзя ни в музее, ни в храме.
Благоверный князь Александр Невский. М. Нестеров (1894-1895 гг.). Оригинал для мозаики северного киота Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Холст, масло. Из собрания ГРМ. Фото автора. И мозаика, выполненная по этому образцу.
Благоверный князь Александр Невский. М. Нестеров (1894-1895 гг.). Оригинал для мозаики северного киота Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Холст, масло. Из собрания ГРМ. Фото автора. И мозаика, выполненная по этому образцу.

Когда вот так сравниваешь оригинал и мозаику, ещё больше восхищаешься талантливой работой мозаичистов. Получилось практически один в один. А если смотреть издалека, то панно вполне можно принять за живопись. В реальности так происходит: посетители собора очень удивляются, когда подходят ближе и начинают различать еле заметные стыки между кусочками смальты.

Автограф Михаила Нестерова виден в правом нижнем углу картины.

-13

Не могу это объяснить, но вторую картину Нестерова - "Воскресение Христово" я почему-то не сфотографировала. Пока у меня оставалось несколько процентов зарядки телефона, снимала что угодно, только не её. А когда собралась фотографировать, телефон просто выключился. Очень обидно. Она немного видна на этом коротеньком видео.

Мозаика "Воскресение Христово" в южном киоте Спаса на Крови.

Мозаика Воскресение Христово в храме Спас на Крови. Набрана по живописному оригиналу Михаила Нестерова. Фото автора
Мозаика Воскресение Христово в храме Спас на Крови. Набрана по живописному оригиналу Михаила Нестерова. Фото автора

Виктор Васнецов написал образы Богородицы с младенцем и Спасителя для центральной части иконостаса.

Богоматерь с младенцем. Спаситель. Виктор Васнецов (1901 г.). Оригиналы для мозаик иконостаса Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Холст, масло. Из собрания ГРМ. Фото автора
Богоматерь с младенцем. Спаситель. Виктор Васнецов (1901 г.). Оригиналы для мозаик иконостаса Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Холст, масло. Из собрания ГРМ. Фото автора

И вот эти же образы уже выполненные в мозаике.

Центральная часть иконостаса Спаса на Крови. Фото автора
Центральная часть иконостаса Спаса на Крови. Фото автора

Кроме прославленных художников, над оригиналами для мозаик работали сейчас мало кому известные живописцы: А.Ф.Афанасьев, В.В.Беляев, Н.К.Бодаревский, В.И.Думитрашко, Ф.С.Журавлев, А.А.Кисилев, В.И.Отмар, В.П.Павлов, И.Ф.Порфиров, А.П.Рябушкин, М.А.Титов, Н.Н.Харламов, Н.П.Шаховской.

Для некоторых композиций эскизы сделал сам архитектор Альфред Парланд. Мозаики, набранные по его картонам, находятся на пилонах и на арках между ними.

Святые и Серафимы. Альфред Парланд (середина 1890-х гг.). Оригиналы для мозаик на внутренних сторонах подпружных арок храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Бумага, акварель, бронзовая краска. Из собрания ГРМ. Фото автора
Святые и Серафимы. Альфред Парланд (середина 1890-х гг.). Оригиналы для мозаик на внутренних сторонах подпружных арок храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Бумага, акварель, бронзовая краска. Из собрания ГРМ. Фото автора

Когда будете в следующий раз в Спасе, попробуйте отыскать эти мозаики.

Мозаики Спаса на Крови. Фото автора
Мозаики Спаса на Крови. Фото автора

Другие рассказы о выставках и музеях Петербурга здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал. Благодарю за внимание!

Геракл заболел. История статуи с Камероновой галереи Царского Села. Какой сюрприз ждал реставраторов?
Я ЛЮБЛЮ ЭТОТ ГОРОД3 марта 2020
Ангел на Александровской колонне в Санкт-Петербурге. История появления. Что могло быть вместо него?
Я ЛЮБЛЮ ЭТОТ ГОРОД10 сентября 2020