Всем привет!
Достаточно давно, лет так 25 назад, я открыл книжный шкаф и достал оттуда книгу. Книг у меня дома было просто неприлично большое количество, так что отрок в моем лице тех времен от недостатка чтения не страдал. А читать я любил.
Некоторой проблемой для меня стало то, что я спустя 25 лет забыл и фамилию автора, и название книги. А перечитать захотелось. А бумажный вариант из домашней библиотеке почил в бозе. Озадачился я этим примерно пару лет назад. Но, как бы я ни спрашивал Яндекс и Google, они наотрез отказывались меня понимать. Помог, к моему удивлению, Яндекс.Дзен. Случайно зашел на канал и там увидел пост про серую «Рамка». Увидел обложку и понял, где искать. Нашел таки! Делюсь с вами, дорогие друзья.
Сергей Сухинов: «Наследники звезд» (1992)
«Наследники звезд», которая также издавалась под титульным названием «Война сказок», – это серия из 4 повестей: «Смерть Галахада», «Война сказок», «Меч времени» и «Рыцари Звездного замка».
По обрывочным воспоминаниям о книге, я воспринимал ее, как детскую фантастику в стиле «Алисы Селезневой». Сейчас же, после того, как спокойно перечитал ее в значительно более зрелом возрасте, вижу, что «Война сказок» - это вполне себе четкая антиутопия, пусть и оформленная в детском антураже. В принципе, показанное общество недалеко ушло от жителей гонад из «Вертикального мира» Роберта Силверберга, разве что вместо принципа «все принадлежит всем» люди придерживаются скорее принципа «слушайся и не выделяйся», ну и к свальному греху и повальному промискуитету не склоняются.
Ну, а сам Дом, это по сути метафора расслоения общества и социальной конкуренции: в зависимости от этажа, где живет человек, обозначается его социальный статус и блага. Например, на первых этажах, где изначально должны были располагаться технические помещения и цеха, обитают «простолюдины» или «плебс», жизненное пространство которых минимально, воздух спертый, а электричество – роскошь. На уровне 200-х этажах живет средний класс, в просторных квартирах на высоте 2 километров на уровне моря. На этажах среднего класса есть бассейны, «Музей человека», луна-парк, школы (и судя по всему их много), магазины, то есть полная инфраструктура. На более высоких этажах, по все видимости, разместилось высшее общество, но в рассказе «Смерть Галахада» об этом сказано мало и вскользь, но судя по всеобщему стремлению переселиться повыше, жизнь там – сказка. Тут очень заметна аналогия с «Высоткой» Джеймса Балларда, хотя до войны не доходит.
«Смерть Галахада»
Упомянутый «средний класс» средний не только по доходам и уровню жизни, но и в принципе средний, точнее сказать, середнячковый: послушный, живущий в рамках обозначенных окружающим обществом (ну или навязанных кем-то свыше). Именно в этом заключается основной конфликт произведения. Главный герой - семилетняя девочка Эмми, которая живет со своими родителями и бесталанным младшим братом Диком. Вся проблема Эмми в том, что она вундеркинд, легко решает сложные математические задачи. Она выделяется из той среды, в которой живет. Из среды, где бесталанность норма, и даже достоинство:
– …В конце концов, Дикки не виноват, что у него нет особых талантов, – не слушая мужа, продолжала жаловаться Джейн. – У меня вот их тоже нет, и у тебя, и тем более у наших соседей и знакомых… Но разве кто-нибудь нас попрекал этим в детстве?
А Эмми талантлива и в естественных науках, и в гуманитарных. В её возрасте читают комиксы, а она читает классику, чем неимоверно раздражает сверстников, учителей, директора школы, да и что греха таить: своих родителей. Но самое главное, она имеет собственное мнение, отличающееся от официальной позиции. Жизнь в Доме – это рай для всех, говорят они. Но, позвольте, задается Эмми в школьном сочинении, если жизнь в Доме так хороша для всех, то почему жители нижних этажей живут впроголодь, с дефицитом банального свежего воздуха, лишенные банальной инфраструктуры и даже в довольно стесненных условиях? Такие неудобные вопросы неизбежно привлекают внимание Бюро Социального Здоровья, некой правительственной организации, которая, по сути, исполняет задачи «полиции мыслей», и назначает социальные баллы, которые и определяют уровень жизни человека. Привет, Китай! А может быть в дальнейшем и Россия, есть мнение, что введение подобной методики у нас не за горами...
Семилетняя Эмми не только не стесняется своего ума, но и выражает явное непослушание общепринятым правилам. Например, катается на лифтах между этажами, что строго запрещено детям до 10 лет. Или даже дружит с мальчиком-рыбаком с нижних этажей. Крайне асоциальная особа! И это в семь лет.
– Да, плохие всходы, миссис и мистер Карлейн! Ей уже сейчас не нравится общество, в котором она живет, и люди, с которыми она общается. Не случайно она ищет друзей среди людей не своего круга, а в низших плебейских прослойках. Знаете ли вы, что она уже не раз путешествовала на нижние этажи Дома и даже заимела там друзей среди чернорабочих? А разве пустяки то, что она вызывающе ведет себя в школе, не считается с авторитетом педагогов, открыто выступает против системы воспитания, разработанной нашими лучшими учеными? Что вынужденные строгости школьной системы, включающие в себя определенные элементы… э-э… физического воздействия на непослушных учеников, она называет дикарской системой страха и насилия?
Вообще, чем дальше читаешь, тем сильнее поражаешься мерзости, трусливости, раболепию, откровенной глупости и мелочности представителей среднего класса. Что директор школы, из ревности гнобящий свою 7-летнюю ученицу лишь за то, что это она выиграла олимпиаду по высшей математики, а не его сын. Что мать Эмми, в которую девочка на грани лесбоса влюблена в начале книги, и которая практически ненавидит свою дочь в последней главе. Что отец Эмми, на протяжении повести поддерживающий дочь, продолжал не замечать и смиряться с дрянным характером недалекой жены, и ее, на мой взгляд, странным отношением к Эмми. Каждый из них по отдельности и все вместе взятые - зрелище отвратительное и пугающее. Та самая «серость» Стругацких, только в современных условиях.
Книга, несмотря на скромный объем, очень насыщена, позволяет понять дух Дома, царящие там нравы. Нравы, кстати, как-будто почерпнуты из американских фильмов про домохозяек, где за улыбчивой, респектабельной напоказ успешностью скрывается подлость, двуличие и та самая серость.
Повесть очень хорошо зашла мне в детстве, лет в 12-14, но и спустя 25 лет читает хорошо, даже стали понятны некоторые моменты, которые в детстве были не ясны. В первую очередь, это все-таки детская книга, которая на фоне «середнячков» выделяет такие достоинства, как честность, смелость, сострадание. Вторым слоем, как раз идет антиутопия, показывающий мир будущего не таким уж прекрасным, как его рисовал Кир Булычев.
Материал получился объемным, поэтому в следующем выпуске я продолжу обзор серии и следующих ее книг.
Ахой!