Однажды инженер Тимофеев изобрёл машину времени. А что из этого получилось рассказал в своем фильме Леонид Гайдай...
К началу 70-х Гайдай был невероятно популярным- королём кинокомедий. После оглушительного успеха «Кавказской пленницы», »Бриллиантовой руки» и «12 ти стульев», Гайдай вообще то хотел взять паузу и отдохнуть. Но руководство потребовало от режиссёра нового шедевра.
Сначала Гайдай хотел экранизировать серьезную Булгаковскую пьесу «Бег». Но не получил разрешения. От него ждали только комедий.Тогда то и пришла идея снять фильм по пьесе «Иван Васильевич». Которую Булгаков написал аж в 1936 году.
Одновременно с началом работы Гайдаю поступило заманчивое предложение от Эльдара Рязанова возглавить вместо него сьёмки советско-итальянской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России». Но Гайдай отказался.
Сценарий писали прямо дома у Гайдая. Дело в том, что соавтор сценария-драматург Владлен Бахнов был соседом Гайдая, жил в квартире напротив. Пьесу почти полностью переписали, создав из неё эксцентричную комедию, перенеся действие из 30-х годов в 70-е.
Гайдай очень тщательно прорисовывал каждую сцену в сценарии. Кто как и где стоит. Это было очень важно для него.
Он очень большое значение придавал музыке в кино. Поэтому как всегда пригласил композитора Александра Зацепина. Который уже с ним работал и написал знаменитые хиты к его комедиям.
В фильме звучат песни Зацепина : «Звенит январская вьюга», «Маруся». А «Разговор со счастьем»: "Вдруг, как в сказке скрипнула дверь"..... исполнил Валерий Золотухин.
Машину времени сделал для картины скульптор Вячеслав Почечуев. Его изобретение больше напоминает огромный самогонный аппарат))
К тому времени уже сложился актёрский состав, который называли Гайдаевским. Его украшением был близкий друг Гайдая -Юрий Никулин. И сценарий писали именно для него. Но Никулин отказался от роли. Он боялся,что фильм по Булгаковской пьесе запретят к показу.
Пришлось срочно искать актёра на главную роль. Пробовались Георгий Вицин, Евгений Евстигнеев и Евгений Лебедев. Евстигнеев был убедительнее всех и в роли управдома и в роли царя. На нём решили и остановиться.
Но случилось недоразумение. Евстигнеев вдруг обиделся на фразу режиссёра : "Когда вы говорите, мне кажется,что вы бредите", не зная, что он говорит по сценарию-и ушёл.
В итоге взяли Юрия Яковлева, который раньше никогда у Гайдая не снимался. Он прекрасно сыграл две роли. Как он сам вспоминал, нужно было играть двух похожих внешне, но разных по характеру персонажей. Причём царь должен был быть и комичным и грозным..Задача не из лёгких. Но эта роль стала для Яковлева самой яркой.
На роль Жоржа Милославского изначально предполагался Андрей Миронов. Гайдай хотел продолжить дуэт Миронов-Никулин. Но после того, как Буншей стал Яковлев, стало понятно, что надо искать нового Жоржа. Дуэт не сложился.
На эту роль пробовались: Вячеслав Невинный, Сергей Никоненко, Георгий Бурков и Георгий Юматов, Анатолий Кузнецов. Но выбрали Леонида Куравлёва. По его словам, он был просто счастлив.
Этуша Гайдай утвердил на роль стоматолога Шпака сразу. Это был его актёр после ролей Саахова и Брунса.
Актёры веселились на сьемочной площадке, как дети. Два серьезных актера театра им. Вахтангова кричали друг на друга: «Смерд!» – «От смерда слышу!». А Гайдай кричал: «Стоп!», потому что Юрий Яковлев и Владимир Этуш, говоря театральным языком, «кололись» – начинали смеяться.
Александр Демьяненко тоже был утверждён не сразу. На эту роль пробовался ещё Олег Видов.
Хотя у Гайдая была мысль сделать из «Ивана Васильевича» «Совершенно новые приключения Шурика». И поэтому он всё таки взял Демьяненко, а главного героя из Николая переименовал в Шурика.
Говорят, на роль Зиночки-жены изобретателя , было всего три кандидатуры, три Натальи — Гундарева, Гвоздикова, Селезнёва. Но это не так.
Гайдай помучился, выбирая актрису на эту роль. Интересно, что исполнителей главных мужских ролей Гайдай искал только из известных актёров, а вот на женские он хотел сначала сделать «открытие», подарить зрителям новую комедийную звезду.
И Наталья Селезнева участвовала в кастинге на общих основаниях. В итоге ей опять довелось сыграть в паре с Шуриком.
Наряды для неё шил сам Вячеслав Зайцев. И зрительницы потом в темноте зрительного зала срисовывали их с натуры.
Парик ей достался от Любови Орловой. В котором та, кстати, так и не сыграла.
А фотографии её проб украшают квартиру изобретателя.
Снимать Московский Кремль не разрешили. Сьёмки фильма начали в августе с экспедиции в Ростов- Ярославский, где снимали погоню за демонами по Кремлю, парад у стен Кремля и отправление войска на войну.
Через неделю группа вернулась в Москву. Снимали уже сцены на улицах Москвы а затем в павильоне Мосфильма. Всего для фильма было отстроено 16 обьектов- квартиры Шурика и Шпака, лестничная клетка, лифт, кабинет стоматолога, царская приёмная и трапезная.
Наталье Крачковской роль досталась без проб. Она и сама очень просила сыграть жену Бунша . Хотя на сьёмках ей пришлось нелегко.
Особенно в сцене, где она говорит: «И тебя вылечат и меня вылечат».Ей одевали сразу два парика, потому что свои длинные волосы состричь она наотрез отказалась. А снимали сцену целый день.
Один парик был очень тесный. На купальную шапочку ребенка нашили бобрик. Она врезалась в кожу. Из за этого лицо отекало. Крачковская просто рыдала от боли.
Во время сьёмок она заболела пневмонией и сильно похудела. Сама Крачковская была просто счастлива. Но Гайдай строго приказал срочно набрать нужные килограммы:
-Как вы себе представляете, в кадр вошла в таком весе, а вышла в другом??-злился он
А в одной сцене ей предстояло перелезть через балкон в погоне за своим мужем. Она отказывалась, потому что боялась высоты. Тогда ей пообещали,что внизу будет страховка.
Но посмотрев вниз и не увидев её, Наталья чуть не упала. Хорошо ее вовремя подхватили, а сцена так и не вошла в фильм.
Этуш тоже рисковал жизнью, когда на лестнице разговаривал с овчаркой. Собака могла запросто наброситься на чужака.
Без проб взяли на роль режиссера Якина и Михаила Пуговкина. Хотя с его кандидатурой многие были несогласны. Говорили, что роль режиссёра не может играть актёр с амплуа простачков. Но Пуговкин, как всегда блеснул в эпизоде.
Многие крылатые фразы, актёры придумывали на ходу. Например, Куравлёв, (достав почему то сначала облигации)) дразнит зрителя пачками денег и произносит:
— Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе. И добавляет уже сам от себя:
-Если они у вас конечно есть!
Этуш придумал фразу: «Закусывать надо!».Помните тот момент, когда Шурик выскакивает из лифта и говорит:"А где царь?"
В процессе сьёмок придумали и что за Жоржа , когда он звонил на работу Шпаку, будет говорить Наталья Кустинская. Потому что женским голосом у Куравлёва говорить не получалось.
Композиция » Поговори хоть ты со мной», которую слышит Иван Грозный, сев на магнитофон, была записана Владимиром Высоцким специально для этого фильма.
А песню «Звенит январская вьюга» сначала хотели отдать Софии Ротару. Но ее голос показался слишком низким для комедийного фильма. Поэтому ее исполнила Нина Бродская, а снимали ее «исполнение» в Ялте.
Леонид Гайдай хотел,чтобы вся еда на царском столе была настоящей. Но в бюджете средств на это не было. Шикарный стол накрыли на его деньги (около 200 р.).И кстати, вместо икры баклажанной на столе стояла икра кабачковая. К слову , в те времена ни о той ни о другой даже и не слышали.
Из дома Гайдай принёс и экзотическую ручку с обнажённой женщиной , которую Милославский дарит послу. Правда, крупным планом показывать её запретили.
Многие реплики пришлось поменять. На вопрос милиции :» Где живёте?» царь должен был отвечать: «Москва . Кремль». Однако цензоры попросили заменить на неопределённое: «В Палатах».
В сцене застолья лжецарь задает вопрос: «А кто платить будет?» Милославский отвечает:» Во всяком случае не мы». На самом деле ответ должен быть таким: «Народ, батюшка, народ».
В 2002 году советская комедия вышла в США под названием «Иван Васильевич. Назад в будущее».
В Финляндии её знают под сдержанным названием «Иван Грозный Булгакова». А в Венгрии: «Привет! Я царь Иван».
Нина Гребешкова, вдова Гайдая вспоминает:
-Где то , уже в конце жизни, можно сказать, он шёл, покупал билет, садился на задний ряд и смотрел свои фильмы. Приходил и говорил: «Ты знаешь Нинок, смеются.Смеются и всё в тех же местах.
-Знаете, это для него была высшая степень удовлетворения. Это как дети, которые оправдали его ожидания и желания…