Найти тему
Шурупчик.

Иван Васильевич меняет профессию. История фильма.

Однажды инженер Тимофеев изобрёл машину времени. А что из этого получилось рассказал в своем фильме Леонид Гайдай...

К началу 70-х Гайдай был невероятно популярным- королём кинокомедий. После оглушительного успеха «Кавказской пленницы», »Бриллиантовой руки» и «12 ти стульев», Гайдай вообще то хотел взять паузу и отдохнуть. Но руководство потребовало от режиссёра нового шедевра.

-2

Сначала Гайдай хотел экранизировать серьезную Булгаковскую пьесу «Бег». Но не получил разрешения. От него ждали только комедий.Тогда то и пришла идея снять фильм по пьесе «Иван Васильевич». Которую Булгаков написал аж в 1936 году.

-3

Одновременно с началом работы Гайдаю поступило заманчивое предложение от Эльдара Рязанова возглавить вместо него сьёмки советско-итальянской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России». Но Гайдай отказался.

Сценарий "Ивана Васильевича".
Сценарий "Ивана Васильевича".

Сценарий писали прямо дома у Гайдая. Дело в том, что соавтор сценария-драматург Владлен Бахнов был соседом Гайдая, жил в квартире напротив. Пьесу почти полностью переписали, создав из неё эксцентричную комедию, перенеся действие из 30-х годов в 70-е.

Гайдай очень тщательно прорисовывал каждую сцену в сценарии. Кто как и где стоит. Это было очень важно для него.

-Вдруг как в сказке скрипнула дверь..
-Вдруг как в сказке скрипнула дверь..

Он очень большое значение придавал музыке в кино. Поэтому как всегда пригласил композитора Александра Зацепина. Который уже с ним работал и написал знаменитые хиты к его комедиям.

-Маруууся, от счастья слёзы льёт!!
-Маруууся, от счастья слёзы льёт!!

В фильме звучат песни Зацепина : «Звенит январская вьюга», «Маруся». А «Разговор со счастьем»: "Вдруг, как в сказке скрипнула дверь"..... исполнил Валерий Золотухин.

Машину времени сделал для картины скульптор Вячеслав Почечуев. Его изобретение больше напоминает огромный самогонный аппарат))

-7

К тому времени уже сложился актёрский состав, который называли Гайдаевским. Его украшением был близкий друг Гайдая -Юрий Никулин. И сценарий писали именно для него. Но Никулин отказался от роли. Он боялся,что фильм по Булгаковской пьесе запретят к показу.

Пробы Евгения Лебедева.
Пробы Евгения Лебедева.

Пришлось срочно искать актёра на главную роль. Пробовались Георгий Вицин, Евгений Евстигнеев и Евгений Лебедев. Евстигнеев был убедительнее всех и в роли управдома и в роли царя. На нём решили и остановиться.

Пробы Евгения Евстигнеева.
Пробы Евгения Евстигнеева.

Но случилось недоразумение. Евстигнеев вдруг обиделся на фразу режиссёра : "Когда вы говорите, мне кажется,что вы бредите", не зная, что он говорит по сценарию-и ушёл.

-Ключница водку делала..
-Ключница водку делала..

В итоге взяли Юрия Яковлева, который раньше никогда у Гайдая не снимался. Он прекрасно сыграл две роли. Как он сам вспоминал, нужно было играть двух похожих внешне, но разных по характеру персонажей. Причём царь должен был быть и комичным и грозным..Задача не из лёгких. Но эта роль стала для Яковлева самой яркой.

-11

На роль Жоржа Милославского изначально предполагался Андрей Миронов. Гайдай хотел продолжить дуэт Миронов-Никулин. Но после того, как Буншей стал Яковлев, стало понятно, что надо искать нового Жоржа. Дуэт не сложился.

На эту роль пробовались: Вячеслав Невинный, Сергей Никоненко, Георгий Бурков и Георгий Юматов, Анатолий Кузнецов. Но выбрали Леонида Куравлёва. По его словам, он был просто счастлив.

-Алло, милиция..
-Алло, милиция..

Этуша Гайдай утвердил на роль стоматолога Шпака сразу. Это был его актёр после ролей Саахова и Брунса.

-13

Актёры веселились на сьемочной площадке, как дети. Два серьезных актера театра им. Вахтангова кричали друг на друга: «Смерд!» – «От смерда слышу!». А Гайдай кричал: «Стоп!», потому что Юрий Яковлев и Владимир Этуш, говоря театральным языком, «кололись» – начинали смеяться.

Олег Видов.
Олег Видов.

Александр Демьяненко тоже был утверждён не сразу. На эту роль пробовался ещё Олег Видов.

Хотя у Гайдая была мысль сделать из «Ивана Васильевича» «Совершенно новые приключения Шурика». И поэтому он всё таки взял Демьяненко, а главного героя из Николая переименовал в Шурика.

-15

Говорят, на роль Зиночки-жены изобретателя , было всего три кандидатуры, три Натальи — Гундарева, Гвоздикова, Селезнёва. Но это не так.

Пробы Натальей Гундаревой.
Пробы Натальей Гундаревой.

Пробы на роль Зиночки.
Пробы на роль Зиночки.

Гайдай помучился, выбирая актрису на эту роль. Интересно, что исполнителей главных мужских ролей Гайдай искал только из известных актёров, а вот на женские он хотел сначала сделать «открытие», подарить зрителям новую комедийную звезду.

-18

И Наталья Селезнева участвовала в кастинге на общих основаниях. В итоге ей опять довелось сыграть в паре с Шуриком.

Наряды для неё шил сам Вячеслав Зайцев. И зрительницы потом в темноте зрительного зала срисовывали их с натуры.

Парик ей достался от Любови Орловой. В котором та, кстати, так и не сыграла.

-19

А фотографии её проб украшают квартиру изобретателя.

Снимать Московский Кремль не разрешили. Сьёмки фильма начали в августе с экспедиции в Ростов- Ярославский, где снимали погоню за демонами по Кремлю, парад у стен Кремля и отправление войска на войну.

Крамаров в роли Феофана.
Крамаров в роли Феофана.
-21

Через неделю группа вернулась в Москву. Снимали уже сцены на улицах Москвы а затем в павильоне Мосфильма. Всего для фильма было отстроено 16 обьектов- квартиры Шурика и Шпака, лестничная клетка, лифт, кабинет стоматолога, царская приёмная и трапезная.

-22

Наталье Крачковской роль досталась без проб. Она и сама очень просила сыграть жену Бунша . Хотя на сьёмках ей пришлось нелегко.

-23

Особенно в сцене, где она говорит: «И тебя вылечат и меня вылечат».Ей одевали сразу два парика, потому что свои длинные волосы состричь она наотрез отказалась. А снимали сцену целый день.

Один парик был очень тесный. На купальную шапочку ребенка нашили бобрик. Она врезалась в кожу. Из за этого лицо отекало. Крачковская просто рыдала от боли.

-Если бы вы были моей женой, я бы повесился..
-Если бы вы были моей женой, я бы повесился..

Во время сьёмок она заболела пневмонией и сильно похудела. Сама Крачковская была просто счастлива. Но Гайдай строго приказал срочно набрать нужные килограммы:

-Как вы себе представляете, в кадр вошла в таком весе, а вышла в другом??-злился он

А в одной сцене ей предстояло перелезть через балкон в погоне за своим мужем. Она отказывалась, потому что боялась высоты. Тогда ей пообещали,что внизу будет страховка.

-25

Но посмотрев вниз и не увидев её, Наталья чуть не упала. Хорошо ее вовремя подхватили, а сцена так и не вошла в фильм.

Этуш тоже рисковал жизнью, когда на лестнице разговаривал с овчаркой. Собака могла запросто наброситься на чужака.

-Всё, всё что нажито непосильным трудом. Три магнитофона.Три кинокамеры. Куртка замшевая…три
-Всё, всё что нажито непосильным трудом. Три магнитофона.Три кинокамеры. Куртка замшевая…три

Без проб взяли на роль режиссера Якина и Михаила Пуговкина. Хотя с его кандидатурой многие были несогласны. Говорили, что роль режиссёра не может играть актёр с амплуа простачков. Но Пуговкин, как всегда блеснул в эпизоде.

-Я не узнаю вас в гриме..Юрий Никулин? Смоктуновский!!
-Я не узнаю вас в гриме..Юрий Никулин? Смоктуновский!!

Многие крылатые фразы, актёры придумывали на ходу. Например, Куравлёв, (достав почему то сначала облигации)) дразнит зрителя пачками денег и произносит:

-28

— Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе. И добавляет уже сам от себя:

-Если они у вас конечно есть!

Этуш придумал фразу: «Закусывать надо!».Помните тот момент, когда Шурик выскакивает из лифта и говорит:"А где царь?"

-29

В процессе сьёмок придумали и что за Жоржа , когда он звонил на работу Шпаку, будет говорить Наталья Кустинская. Потому что женским голосом у Куравлёва говорить не получалось.

-30

Композиция » Поговори хоть ты со мной», которую слышит Иван Грозный, сев на магнитофон, была записана Владимиром Высоцким специально для этого фильма.

А песню «Звенит январская вьюга» сначала хотели отдать Софии Ротару. Но ее голос показался слишком низким для комедийного фильма. Поэтому ее исполнила Нина Бродская, а снимали ее «исполнение» в Ялте.

-Звенит январская вьюга...
-Звенит январская вьюга...

Леонид Гайдай хотел,чтобы вся еда на царском столе была настоящей. Но в бюджете средств на это не было. Шикарный стол накрыли на его деньги (около 200 р.).И кстати, вместо икры баклажанной на столе стояла икра кабачковая. К слову , в те времена ни о той ни о другой даже и не слышали.

-32

Из дома Гайдай принёс и экзотическую ручку с обнажённой женщиной , которую Милославский дарит послу. Правда, крупным планом показывать её запретили.

-33

Многие реплики пришлось поменять. На вопрос милиции :» Где живёте?» царь должен был отвечать: «Москва . Кремль». Однако цензоры попросили заменить на неопределённое: «В Палатах».

-34

В сцене застолья лжецарь задает вопрос: «А кто платить будет?» Милославский отвечает:» Во всяком случае не мы». На самом деле ответ должен быть таким: «Народ, батюшка, народ».

-35

В 2002 году советская комедия вышла в США под названием «Иван Васильевич. Назад в будущее».

В Финляндии её знают под сдержанным названием «Иван Грозный Булгакова». А в Венгрии: «Привет! Я царь Иван».

Нина Гребешкова, вдова Гайдая вспоминает:

-Где то , уже в конце жизни, можно сказать, он шёл, покупал билет, садился на задний ряд и смотрел свои фильмы. Приходил и говорил: «Ты знаешь Нинок, смеются.Смеются и всё в тех же местах.
-36
-Знаете, это для него была высшая степень удовлетворения. Это как дети, которые оправдали его ожидания и желания…

shurup4k.ru