Куда бы мы ни обращались с проблемой отсутствия речи у нашего 2-3-х летнего сына, схема действий была примерно такой:
- частные специалисты спешили содрать с нас деньги, пока проблема еще в наличии.
- государственные медлили, «пока само не рассосется».
В кассу, в кассу
Приходим в коммерческую клинику к психиатру, ждем анализа ситуации, конкретных рекомендаций, направления действий. Но – нас отправляют на обход. И вроде бы понятно, что для заключения врачу нужны мнения других специалистов – но мы принесли с собой результаты осмотров ребенка в районной поликлинике.
Нет, говорит психиатр, это все не то, специалисты нашей клиники должны осмотреть.
Когда чек нашего посещения начал зашкаливать, муж остановил процесс.
Консультация в три слова
Поехали к логопеду, которого нам посоветовали для занятий. Она говорит: я работаю в связке с психиатром, сходите к нему на прием. А прием – на минуточку – 4,5 тысячи. И все, что нам выдал этот психиатр, наблюдая за ребенком около часа: он не аутист.
Полгода ожидания
Из одного дошкольного подразделения в другое - логопедическое - подразделение ТОГО ЖЕ комплекса нас переводили полгода. Через неоправданно долгую цепочку шагов.
Слепое прослушивание
Когда мы, наконец, явились в логопедический садик знакомиться, нам рекомендовали сначала посетить частного специалиста – к которому очередь на месяц вперед расписана.
Ладно, записались, дождались, приехали. Прием тоже недешевый - в районе 4-х тысяч рублей.
Заходим в кабинет – и ребенок сразу рвется к игрушкам, которые стоят на полу за спиной дамы. Она даже головы не поворачивает, листочки перебирает.
Далее начинает расспрашивать меня и все фиксировать на бумаге, беря один чистый лист за другим – как обычно: беременность, роды и т.д. К ребенку, подчеркну, не поворачивается.
Читайте также: Мои «кошмарные открытия» во время самоизоляции
Потом, наконец, делает паузу, прерывает записи в бумагах и, так и не оглянувшись на ребенка, наконец, спрашивает:
- Ну что там с вашей девочкой?
Девочкой!
Ну и, с плеча сразу диагноз: аутизм. Не повернувшись к ребенку.
Мы начинаем расспрашивать, рассказывать о своих сомнениях, страхах. Но слышим в ответ:
- Не признаете диагноз – я вам не помогу.
В итоге в справке просто написала про отставание в развитии, отсутствие речи.
Потом врачебная комиссия в психдиспансере тоже избежала диагноза аутизм, написав «Нарушение интеллекта». Один из пунктиков, который помешал им установить диагноз «аутизм», насколько мы поняли – это то, что наш сын указывал на вещи пальчиком и устроил пару забавных ситуаций, когда «сопротивлялся исследованиям».
Тишина за оградкой
От специализированного центра у меня вообще остались очень странные впечатления.
Ожидание приема – месяц-три, сначала запись была только по звонку. И я тратила по 45 минут в ожидании – робот сообщал, что я в очереди 12-я, 11-я, 10-я… когда я становилась 2-й, звонок срывался – и всё начиналось по новой.
Позже появилась возможность прислать сообщение по электронной почте.
Когда мы с сыном приехали первый раз, и прошли одного специалиста – нам нужно было ожидать следующего в районе 30-40 минут. Мы пошли на улицу.
Увидели на территории что-то вроде площадки – поспешили туда. Оказалось, что это обнесенное сеткой место заперто на ключ. А внутри на скамейках сидели дети! Просто сидели. С ними никто не занимался, никто не играл, не разговаривал.
Читайте также: Два способа быстро обрушить женский айкью
Позже подошла сотрудница, открыла дверь ключом, зашла и накричала на одного из детей:
- Что ты здесь расковырял? Зачем тебя сюда родители отдают! Сиди тогда дома, приходит тут, ковыряет!
...Когда нам объяснили, что здесь мы будем проходить специальный курс… А могу ли я доверить этому заведению своего ребенка?!
Ударьте его, он станет серо-буро-малиновым, в крапинку
Начали посещать логопедический сад. Местный логопед все удивлялась – почему сыну написали «Нарушение интеллекта», а не «Аутизм», как это было у второго особенного ребенка в группе.
О том, как логопед все время говорила мне, что у нас «тяжелый ребенок» и дважды рассказывала мне страшные истории – я уже упоминала.
Также этот специалист направила нас в коррекционный детский сад, в который мы позже съездили – впечатления ниже. У мамы второго мальчика в итоге с логопедом случился конфликт, и логопеда заменили.
Но до этого она успела нам дать совет: ударять ребенка по руке.
Скажите мне – где в педагогике есть такие рекомендации?
Летят два крокодила, один зеленый, другой в Африку
В коррекционном саду нам с порога сказали: для вас только пятидневка. Отдаете ребенка в понедельник, забираете в пятницу.
И сидят три дамы с уставшими лицами.
Мы говорим: мы хотим дневное посещение, чтобы ребенок рос в семье, не терял связи и поддержки родных.
Они говорят – при таком варианте у вас будет только логопед. В вашем нынешнем садике и то больше специалистов – дефектолог и психолог. Вам только пятидневка.
Мы говорим: давайте хоть пообщаемся, вы нам дадите рекомендации.
Читайте также: Когда отец души не чает в дочери: обратная сторона медали
Параллельно другой специалист с сыном взаимодействует. И я слышу – хоть мы и сообщили, что ребенок не говорящий (у нас только три слова), его спрашивают:
- Какого цвета карандаш?
Он, разумеется, не отвечает.
Они записывают в документах: не различает цвета.
Я говорю:
- А может вы неговорящего ребенка по-другому спросите? Например, попросите дать синий, красный карандаш?
На меня смотрят уставшими глазами:
- Не мешайте делать нашу работу...