Прелесть Парижа заключается в том, что его улицы скрывают много секретов — маленьких музеев и достопримечательностей, неожиданная встреча с которыми вполне может превратиться в одно из самых ярких воспоминаний о посещении этого романтичного города.
Так случилось со мной — гуляя по проспектам Османа, наслаждаясь красками весеннего Парижа, его теплотой и какой-то невероятно дружелюбной атмосферой, я совершенно случайно и неожиданно набрела на скромный, но очень интересный музей.
Ничем не примечательное здание, лишенные каких-либо элементов декора аскетичные стеклянные двери — я бы спокойно прошла мимо, если бы ни лаконичная надпись золотыми буквами: Le Musée Yves Saint Laurent. Мысль о том, что в мире может существовать музей посвященный отдельному модельеру до этого момента как-то не приходила мне в голову. Естественно, что соблазн войти и посмотреть что там находится, был очень велик, настолько, что помог мне преодолеть некоторую застенчивость и неуверенность.
Чувства эти как-то спонтанно возникли в моем сознании при виде того, какая публика посещает этот музей: женщины, одетые по всем канонам элегантности, слегка взбудораженные, но не лишенные чувства стиля искусствоведы и дизайнеры. И на фоне всего этого я -типичная туристка в джинсах, единственным заметным аксессуаром которой был весьма скромный рюкзак.
К счастью музей был французским, а эта нация не отличается свойственным нашему соотечественнику снобизмом и высокомерием: классическое русское убеждение о том, что встречают по одежке, здесь не работает.
Во всяком случае никто из присутствующих в музее ни жестом, ни взглядом не показал что мой вид не соответствует данному заведению — тяга к прекрасному поощряется в этой стране во всех формах и направлениях, независимо от возраста, национальности и внешнего вида. В общем, воодушевленная дружелюбием хранителей музея, я отправилась в небольшое путешествие по его скромным залам.
Ив Сен-Лоран (1936-2008) — знаменитый модельер, о котором кроме самого факта его существования я на тот момент не знала абсолютно ничего. А между тем, личность это была во многом действительно выдающаяся, вот лишь некоторые самые известные факты из его деятельности, которые мне удалось изучить благодаря музею:
- - Ив Сен-Лоран был самым известным и самым любимым учеником знаменитого Кристиана Диора, к которому попал благодаря своему успеху на Международном конкурсе, организованном профсоюзом производителей шерсти. После неожиданной смерти знаменитого наставника в 1957 году, он возглавил созданный им модный дом. Но надолго в этом качестве не задержался: после коллекции «Трапеция» 1958 года (кстати, вдохновленной русскими сарафанами) созданной в духе Диора, он в 1960 году решил показать миру свое видение моды, выпустив на подиум моделей в черных кожаных блузонах, водолазках и коротких жакетах. Этот шаг стал для него роковым — спонсоры дома Диор подобную смелость не оценили и он был вынужден уйти, пустившись в вольное плаванье (его собственный дом моды, организованный в 1962 году очень быстро обойдет по популярности знаменитый Диор).
«Самая лучшая одежда для женщины — это объятия любящего мужчины. Но для тех, кто лишен такого счастья, есть я» (Ив Сен-Лоран)
- - Ив Сен-Лоран стал первым представителем нового поколения модельеров, для которых высокая мода превратилась в особый вид монументального искусства, главным ее качеством стало отражение характера и мировосприятия конкретной женщины. Иначе говоря, Лоран стал первым, кто подстраивал фасоны, цвета и дизайн своих шедевров под женщин, а не наоборот. Фактически он первым объединил моду и произведения монументального искусства: многие, созданные им наряды фактически были некой проекцией знаменитых картин, и создавались им как дань уважения любимым художникам;
«Одежда должна быть подчинена личности женщины, а не наоборот» (Ив Сен-Лоран)
- - благодаря такому новаторскому взгляду Ив Сен-Лоран вводит в гардероб женщины такие новшества как стиль сафари, высокие ботфорты, хаки, элементы мужского костюма — знаменитый смокинг, и морской бушлат. В его творчестве окончательно стираются все границы и рамки между полами, нациями, цветами и тканями.
«В этой жизни я жалею лишь об одном — что джинсы придумал не я» (Ив Сен-Лоран)
- - он первым стал создавать отдельные коллекции для внедрения в массовое производство, окончательно отделив высокую моду от прет-а-порте, первым пригласил для участия в показах чернокожих моделей и снялся обнаженным для рекламы своей мужской линии ароматов в 1971 году (тогда это еще вызывало шок)
- - его коллекции всегда кардинально отличались друг от друга — в них не было общей линии как у Диора или Шанель, с точки зрения консервативных адептов моды творения Сен-Лорана часто воспринимались как совершенно невероятное нагромождение цветов, вышивки, фасонов и образов, картин и национальных символов, которым тем не менее всегда был присущ какой-то своеобразный стиль и элегантность.
«Мода приходит — стиль остается» (Ив Сен-Лоран)
- - еще в самом начале своего творческого пути Ив Сен-Лоран стал систематизировать свои шедевры и разработки, создав огромный упорядоченный архив. Каждая созданная им модель содержала подробное описание и характеристику использованных тканей, их поставщиков, элементов декора и вышивки — все это заносилось в специальную книгу, куда подшивались наброски и образцы, ассистенты называли такие книги библией. Сейчас они представляют собой уникальную, не имеющую мировых аналогов коллекцию.
Собственно для хранения этой самой коллекции и был создан вышеупомянутый музей. Благодаря усилиям верного соратника Лорана — Пьера Берже, музей открыл свои двери для посетителей 03 октября 2017 года, к сожалению сам Берже не дожил до этого дня. Фонды музея содержат более 7 тысяч эскизов и 8,5 тысяч прототипов — образов, созданных для показов от кутюр (позже на основе прототипа выполнялись уже заказы для конкретной клиентки с учетом ее пожеланий и фигуры).
Здание на улице Марсе, 5, где располагается музей, раньше было домом моды Ив Сен-Лорана. Здесь он создавал свои первые коллекции (придумывал он их в Марокко — стране, которую они с Берже безумно любили), проводил свои первые показы и презентации. Его мастерская сохранилась здесь до сих пор и по сути является единственной постоянной экспозицией музея, все остальные выставки — временные. Как правило они иллюстрирую какое-то отдельное направление в творчестве модельера или какой-то эпизод из его карьеры.
Так, в моем случае это оказалась выставка посвященная главной музе Ив Сен-Лорана — модели и актрисе Бетти Катру. Ее андрогинная внешность очень привлекала Лорана, так как давала неограниченный простор для творчества. Бетти сохранила обширную коллекцию созданных им аксессуаров и одежды, которая и была представлена на обозрение публике в тот достопамятный день, когда состоялось мое незапланированное знакомство с миром высокой моды.
Что и говорить — мне повезло: буквально с порога я погрузилась в атмосферу утонченной роскоши, элегантности и стиля. Катру предпочитала те из шедевров Лорана, которые больше всего соответствовали ее внутренним устремлениям, сильному и независимому характеру.
В небольших залах маленького музея мне удалось увидеть несколько самых первых представителей знаменитой коллекции Лорана, подарившей миру стиль сафари, его прекрасные черные смокинги, благодаря своим мужским силуэтам очень тонко подчеркивающие женственность и красоту. Но главное — это кожаные произведения великого модельера: благодаря вкусам Катру они здесь явно доминировали. Изысканный черный в сочетании с запахом кожи и едва уловимым ароматом тонких французских духов — что еще может лучше передать атмосферу роскоши, элегантности и стиля….
Как же странно было после всего этого великолепия увидеть снова светлые улочки Парижа, снующих туда-сюда прохожих — казалось, что я очнулась от какого-то сна или наваждения: казалось нереальным, что обычному человеку, совершенно неискушенному в вопросах моды, можно вот так просто увидеть в живую шедевры великого кутюрье? Разве может столь изысканная красота быть доступной и открытой?
Нет — в любой другой точке мира это было бы невозможно, но только не в романтичной французской столице. Как оказалось, здесь каждый может прикоснуться хотя бы не надолго и вскользь к миру прекрасного, причем мир этот зачастую будет явлен наблюдателю именно в том виде, который ему больше нравится...В моем случае это была лаконичная элегантность черной кожи шедевров Ив Сен-Лорана…
Сайт музея: https://museeyslparis.com
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Интересные статьи о малоизвестных музеях:
- музей моды города Парижа - путешествие online;
- музей средневековья или музей Клюни - путешествие online;
- музей школы Нанси - любителям модерна посвящается;
- музей Рене Лалика.
- музей живой лошади во французском замке;
Возможно вам будут интересны другие статьи канала на тему моды: о фильме «Гордость и предубеждение», о моде «Унесённых ветром», о моде эпохи Великого Гэтсби, о первом журнале мод Harper’s Bazaar, о том как New Look Диора нашел свое отражение в одном из многочисленных фильмов.