«Сосед подсядет на лавочку и вечно жалуется на жизнь беспросветную». «Я о них забочусь, ведь они такие жалкие». Знакомые фразы и ситуации? Наверняка. Они отражают потребности «жалких людей» и их окружения. Присмотримся же к ним повнимательнее.
Наша жизнь наполнена различными событиями и явлениями. Сами по себе они всего лишь объективные факты и закономерности. А вот раскрашивать их в чёрный или белый цвет – забота каждой личности, определяемая потребностями и индивидуальными особенностями. Так о грозовом ливне один радостно воскликнет: «Наконец-то дождь и свежесть», а другой уныло сообщит: «Опять слякоть». И оба будут правы.
Это относится не только вопросам погоды. Казалось бы, смерть – безусловная трагедия. Но и здесь есть разные грани восприятия ситуации от «постигла кончина неминучая» до «наконец-то отмучился от мирских страданий». И это – мнения близких людей об одной семейной потере.
Так что же определяет эту разницу взглядов на происходящие события? Прежде всего – потребности конкретной личности. Явные и не осознаваемые. Прямые и косвенные. Человек стремится к удовлетворению имеющихся потребностей.
Какие-то из них удовлетворяются в большей степени, и мы их даже не замечаем. А вот чего-то явно не хватает. Если брать сферу общения, то это потребности в уважении, внимании, симпатии, поддержке и так далее. На разных этапах жизни мы сталкивались с теми или иными. Но не все после этого стали жалкими.
Детсадовский карапуз жалуется: они меня не любят и потому со мной не играют. Просто, откровенно, без обиняков. Но чем более усложняется личность, тем сложнее это выразить. Да что там – признаться себе в том, что «меня не любят, не уважают».
Для компенсации неудовлетворённости вступают в игру личные наработанные стереотипы реакции. «Не уважают – пусть боятся». «Не любят – пусть хотя бы жалеют».
Таким образом, первая неудовлетворённая потребность «жалких» людей – нехватка симпатии. В подобных случаях человек разуверился в своих достоинствах и согласился на суррогат душевной привязанности. Но жалость – не любовь. Это – сострадание. А раз так, приходится горемыке обращать внимание окружающих исключительно на свои страдания. Порою и самому их выискивать. Иначе жалеть перестанут. А для них это – самое важное.
Другой вариант ухода в жалостливость – несостоятельность. Этим личностям не хватает уважения, почитания, значимости. На достижения нужны воля, силы и время. Но ведь можно без особого напряжения всем рассказывать о том, «как мне все мешают», «какая жизнь у меня несчастная» и так далее. Обосновывая свои неудачи злым роком проще уйти от ответственности. И это будет такой же заменитель действительно желаемого. «Раз уж не уважают – пусть хотя бы соглашаются в горестности жизни». Таким людям важно именно поддакивание с их доводами.
Третий вариант жалкого человека – шантажист-попрошайка. Подобная манипуляция рассчитана на различные уступки или пожертвования. Таких манипуляторов отличает постоянство горестных ситуаций, утрированные проблемы, жадность, двуличность. Они не стремятся справится с кризисом, а просто живут за счёт других. Из «жалких» это единственные, кто себя не обманывают.
Такова в общих чертах изнанка тех, кто жаждет нашей жалости. В рамках этой статьи хотелось бы предложить несколько тактик в подобных взаимоотношениях.
· Если вы не хотите более общаться с этим человеком, можно ему возразить. Спокойно и уверенно объявить: я так не считаю. Ещё проще перестать реагировать на его слова, ведь убеждённо «жалкий» ищет именно отклик.
· Если же общаться с таким человеком всё равно придётся (родственник, сослуживец, клиент, сосед) – присмотритесь к его действительным потребностям. И оправдайте его ожидания: проявите сопереживание, поддакните на сетования, сделайте необременительное символическое подаяние.
· Если же вам нравится помогать всем жалким – удовлетворяйте свою потребность.
Выбирать вам!
Если вам понравилась статья – нажмите «ВО!».
Если есть вопросы по общению, отстаиванию, сплочению – задавайте их. Со временем они станут темами новых статей.
Если же Вас интересует тема семейного, дружеского, корпоративного общения и творческого развития – подписывайтесь на мой канал.
До новой встречи!