Кого-то из Вас вдохновляет создание плана произведения? Не такого на пять строчек, а полноценного, с поворотными точками, возможностями и сменой планов, с этапами, описаниями, характерными поворотами сюжетов. План, построенный по всем канонам литературного мастерства. Поднимите руки, кого это действительно вдохновляет?
Не удивлюсь, если есть и такие. Но в большей степени для нас длительная работа слишком утомительна, несет большую нагрузку и навевает скуку. Зачем писать план на десять листов, если можно сразу же писать книгу?
А так же можно работать по вдохновению и редким часам посещения музы. И этого, к слову, будет достаточно, чтобы написать небольшой рассказ на 5-10 страниц. Но если вы задумали роман или повесть, вам не хватит вдохновения на то, чтобы его закончить. Всегда хорошо начинать работать под легким опьяняющим ароматом музы. Но к большой работе следует подходить прежде всего ответственно. Именно для того чтобы вы не сбились с пути и нужен план произведения.
В то время когда приходит психологический ступор, тогда когда вы не можете писать. Стоит заглянуть в файл с планом, прочитать историю, которую вкратце изложили, и представить ее. Вы уже знаете то, о чем стоит писать. Неважно что пока для этого не хватает знаний, или нет подходящего материала или язык какой-то корявый и колючий. У вас есть ваша маленькая история на десять страниц. Ее лишь нужно расширить, немного каждый эпизод, добавить краски на холст. Знаете как рисуют картины? Сколько слоев наносят прежде, чем вы увидите готовый продукт. Грунтовка, основа, детали и др.
Считайте, что ваш план — это ваша карточка в мир литературы. Это курс, который выбираете и создаете вы сами и по которому вы следуете.
Обычно я не сажусь сразу за написание плана. Оттягиваю это занятие до того момента, пока не напишу пару глав, которые я и так отчетливо вижу в своей голове. Но чем больше проходит времени с момента первоначального вдохновения, тем труднее приходится писать. Мысли сбиваются в кучу, герои перемешиваются, и картина представляет собой лишь банку смешавшейся краски, ни какой красоты и эстетики. Вот тогда я сажусь за то, с чего нужно было начинать. Если вам так психологически легче, можете это сделать после первых двух глав произведения. Но я советую начинать с плана.
Я скачала картинку Майкл Хог «6 ступеней структуры сюжета» с разделением на внутреннее и внешнее путешествие.
Картинка внизу статьи специально для вас.
Все произведение можно разделить на три больших акта. Каждый акт включает в себя как минимум два этапа с поворотной точкой между ними. Развитие сюжета идет волнообразно, и это как раз и привлекает читателей.
Как я работаю с планом?
План мы начинаем с Акта 1 с первого этапа (экспозиция) Жизнь в маске – «лже Я». Не слишком счастлива, но привыкла.
Я прописываю кратко историю, с которой все началось, как правило это первая глава и иногда вторая. Если они не написаны или написаны неправильно, но нужно подредактировать.
Обязательно при переходе ко второму этапу должна быть поворотная точка 1, включающая в себя возможность. Иногда над ней нужно подумать дополнительно, если нет прямого указания в тексте.
Далее переходим ко второму этапу (новая ситуация).
Иногда бывает по несколько глав в одном этапе.
Вам стоит создать себе такое красивое место, чтобы из него не хотелось уходить. Вас должен вдохновлять план на написание книги. Вы должны читать его, вдыхать цветочный аромат и слышать приближающийся перезвон колокольчиков. Все что для вас должно быть важно, нужно включить в эти десять страниц.
Не надо писать план быстро и моментально. Он пишется вдумчиво и по несколько дней. Себе я даю три дня на написание плана. Сначала делаю скелет. Потом работаю по схеме, прописывая каждый поворот и представляя себе их в воображении. Зачем перечитываю раз за разом, выявляя промахи и огрехи.
Многие авторы не советуют прописывать концовку сюжета. Если честно, пока вы пишите свое произведение, конец может подменяться несколько раз. Произведение даст вам подсказку и выведет к тому финалу, о котором вы и не мечтали, можете мне поверить) Проверено на собственном опыте.
Это было такое красивое место, что не хотелось уходить. Я сидела, болтая ногами в воде, пока не услышала приближающийся перезвон колокольчиков.
Что если отнестись к плану составления книги не как к техническому заданию, а как к тому, что бесподобно прекрасно?
Я уже зашла достаточно далеко в написании книги, чтобы мне хватило смелости не бояться. Перед очередной главой я просто открываю план и прочитываю. Картинки в голове оживают, образы наполняются красками, и я чувствую, что сюжет уже завертелся. Порой этого оказывается достаточно, чтобы сесть и начать писать.
Но в плохие дни, план играет роль платформы, от которой можно оттолкнуться. Плюс к тому же он позволяет работать над некоторыми сценами сразу. Если одна, к слову, не пишется. Можно отложить ее в сторону на время и приступить к той, что вам очень хочется написать. Она может смотивировать вас на написание пропущенной части. Некоторые эпизоды даются нам достаточно трудно, над некоторыми приходится работать по несколько дней. А другие будто бы ждали часа, когда мы сядем писать, вылетают из-под пальцев, словно искры, радостно, ненавязчиво. Я сторонник писать по вдохновению, но чтобы проделать достаточно большую работу нужна карта. И Ваш план окажется таковым. Пусть он будет прекрасным местом, в котором можно делать все что угодно. Не нужно бояться того, что вы не пишете. Пока вы работаете над планом, мозг продумывает мельчайшие детали сюжетов. Ведь в этот момент он составляет в голове целый мир вашей будущей книги. И этот процесс прекрасен, похожий на рождение чего-то нового. Вы подготавливаете вашу будущую детскую комнату к появлению малыша. Покупаете подушки и мебель, выбираете одежду. Проверяете на прочность каркас ваших мыслей. Вы задумываетесь о многом. Не все, что вы написали в плане, обязательно войдет в вашу книгу. Большая часть отсеется, когда вы будете на ней работать. Но вам всегда можно будет вернуться и посмотреть, а что же там дальше. Писательский ступор приходит по многим причинам, одна из них, мы не знаем о чем писать дальше или как об этом написать.
Создайте себе источник вдохновения и уверенности сами. У писательства, как и у жизни, бывают хорошие дни и плохие. Но они не должны влиять на ваш конечный результат. А ваша цель написать книгу до конца. Просто в плохие дни вы будете работать не так продуктивно или вдохновлено, как в хорошие. Однако, произведение все равно будет двигаться вперед. К любым отрывкам вы сможете вернуться позже и подредактировать их. Главное, чтобы было с чем работать. Да и одного взгляда на план книги иногда бывает предостаточно, чтобы сказать себе, что я хочу это дописать. Я хочу чтобы мир увидел мою мысль, я хочу поделиться. Ваш союзник в литературном мире, ваш план книги, над которым, как и над всеми важными вещами, стоит поработать.
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк, комментарий или смайлик. Заметки о писательстве.