Декрет о прекращении огня было заключено по итогам переговоров между главнокомандующим повстанческими группировками халифом Хафтаром, командующим силами на востоке Ливии, и передовой миссии ООН в Ливии (UNSMIL). У хафтера не было выбора, кроме как принять политическую инициативу, предложенную его союзником Агилой Салехом. Итак, что означает эта политическая инициатива для Ливии?
Перемирие, которое, как ожидается, вступит в силу в Ливии в понедельник, было заключено сразу после того, как ополченцы Хафтера отступили от города Тархун, расположенного в 100 км к юго-востоку от Триполи и считающегося их последней оплотом на западе Ливии, потерпев поражение в операции против ливийской армии. После поражения при Тархуне Хафтар согласился реализовать политическую инициативу, направленную на прекращение операции, которую Хафтар предпринял с целью захватить столицу страны Триполи.
Решение о прекращении огня было объявлено в субботу в Каире на церемонии, в которой приняли участие Халиф Хафтер, президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси и избранный на заседании в Тобруке президент Палаты представителей Агила Салех Иса.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛИВИИ ПОКА НЕ СОГЛАСИЛОСЬ НА ПЕРЕМИРИЕ
По информации Bloomberg, пока неясно, согласится ли поддержанное ООН Правительство национального согласия (ПНС) на перемирие, которое, как ожидается, вступит в силу в понедельник. Несмотря на то, что ПНС, широко поддерживаемое Турцией, подтверждает своё участие в продолжающихся переговорах о прекращении огня, спонсируемых ООН, в сообщениях, поступающих со стороны ливийской армии говорится, что операция по захвату расположенной в центре страны ливийской авиабазе Эль-Джуфра, принадлежащей Хафтару, будет продолжена.
На встрече, организованной Россией в январе этого года, Хафтар отказался подписывать соглашение о прекращении огня, что свело на нет мирные усилия сторон. Но он вынужден был согласиться на перемирие, после того, как ему пришлось оставить свой последний оплот на Западе, Тархун, ливийским правительственным силам, поддерживаемым Турцией. Поэтому у него не было иного выбора, кроме как принять политическую инициативу, предложенную его союзником в Тобруке Агилой Салехом.
ЧТО ОХВАТЫВАЕТ ИНИЦИАТИВА?
В прошлом месяце, когда председатель Палаты представителей Ливии со штаб-квартирой в Тобруке Агила Салех выступил против попытки Хафтара полностью захватить контроль над востоком Ливии, партнёрство между ними дало глубокую трещину. А на прошлой неделе Египет помог двум сторонам достичь соглашения, выступив посредником между ними.
Политическое решение Салеха включает в себя создание президентского совета, который будет располагаться в Триполи, в котором примут участие представители с востока, запада и юга Ливии, а возглавит его премьер-министр Фаиз Мустафа ас-Сарадж. Отмечается, что в субботу после решения о превращении огня Хафтар также призвал создать "Единую Ливию" со всеми ее учреждениями.
Арабские и европейские дипломаты высказывают мнение, что влияние над Ливией будет разделено между двумя державами: Турции — запад страны, а России — восток. Еще одна примечательная тенденция обострит в том, что Россия вместо Хафтара в последнее время начала отдавать предпочтение Агиле Салеху.
МОЖЕТ ВОЗОБНОВИТЬСЯ ДОБЫЧА НЕФТИ
По мнению экспертов, с введением перемирия добыча нефти в Ливии, которая обладает самыми большими запасами нефти в Африке, может возобновиться. Известно, что в середине января группировки Хафтеар замедлили объемы добычи на объектах, расположенных на востоке страны, а затем ежедневно сократили ещё на 1 миллион баррелей. По данным Bloomberg, в пятницу был вновь открыт ключевой клапан, который контролирует трубопровод, ведущий к крупнейшему нефтяному месторождению Ливии Шараре. Однако, пока неясно, когда начнутся мероприятия.