Завершилось обучение на курсе для журналистов "Новостная газета - тактика создания, выпуска материала и организация", проводившегося под эгидой Одесского Фотографического Общества. И вот, разложив 12-секторный круг этого огромного "пирога" от Олега Викторовияа Малбцева и Кима Борисовича Каневского, я могу теперь посмотреть на каждую составляющую, каждый урок курса, который до начала казался пучиной неизвестности, с некой долей знания дела и даже уверенностью в своих силах.
Студенты курса усвоили довольно плотный блок данных: мы познакомились с историей возникновения и становления современной журналистики, почерпнули и её прототипологические данные, узнали о различных подходах к работе, поняли, чем отличается подход к выпуску материала в разных типах изданий, как важно учитывать местный менталитет при подготовке материала, как применять контржурналистику с пользой для дела, и как отражается на авторитете издания качество обработки новостей. Также мы получили прикладные схемы, измерители, которые сразу с ходу можно брать и применять в работе. Плюс ко всему было освещено множество тонкостей, на которые начинающему журналисту стоит обратить внимание в самом начале пути, т.к. авторитет зарабатывается сразу, без права на ошибку. И этот курс - один большой справочник, как этих ошибок избежать.
Олег Викторович с Кимом Борисовичем кроме всего прочего даже рассказали о том, во что необходимо инвестировать средства.
Гениальная фраза: "кадры решают всё!" Это действительно так, и лично для меня первая правильная инвестиция в "кадр", в саму себя произошла именно сейчас, когда меня буквально за ручку взяли и подвели к пониманию сути профессии журналиста.
Базовый пазл сложился. Как правильно выразился по теме Алексей Самсонов, этот курс - скелет, на который далее своими силами нужно будет натянуть мышцы, сухожилия, нервы и кожу. Действительно, такой основательной, прикладной базе не учат в вузах, тем более за такой короткий промежуток времени.
Здесь изложены универсальные знания, которые пригодятся публицисту любого класса - от SMM-щика до профессионального журналиста. У меня нет журналистского удостоверения. Но надо ли говорить, как возросла моя вера в то, что я на правильном пути, когда я услышала из уст авторов курса, что лучше всего этой профессией овладевает человек, получивший образование по "программе альтернативной отрасли"? То есть по направлению, прямо не относящемуся к журналистике. Все мои профессиональные роли - педагог английского, скорочтения, каллиграфии, контент-менеджер, - мало имеют общего с журналистом. Но в каждой из них так или иначе я реализую его навыки.
Авторами-учеными было интересно подмечено, что по принципу действий журналист идентичен учёному и разведчику. Что один, что другой, что третий всегда находятся в состоянии "на радаре", изучая каждую деталь происходящего, прикладывая все свои силы в изучение данных, т.к. от этого напрямую зависит результат их деятельности. По словам Олега Викторовича настоящий журналист это человек, не имеющий отношения к журналистике, но способный делать журналистскую работу лучше специализирующихся в этой области. Мало того, он должен быть подкован в актерском мастерстве, знать психологию, уметь добывать информацию всеми возможными способами (диктофон, блокнот, фотоаппарат) и т.д. То есть это должен быть человек с очень разогнанными мозгами, не просто обучившийся по специальности "Журналист" и взятый на работу по объявлению "Срочно требуется!", а ставший им, как Буратино высеченный из полена, появившийся, вопреки всем обстоятельствам.
Услышав эту мысль Олега Викторовича, я поняла, что всё складывается так, как необходимо. Всю свою жизнь я получаю полифоническое образование. Музыкальная школа, изучение языков, танцы, участие в постановках, общение с разновозрастными людьми, составление интервью и проч. Всё это ранее казалось такой несвязной глыбой, которую неясно было в какое русло направить и как точечно это всё применить. Ведь говорят, что, если человек хочет добиться успеха, он должен заниматься чем-то определённым. Но, несмотря на эту периодически возникающую мысль, я продолжаю развиваться по всем фронтам, уверенная, что всё это - патроны для попадания в ту самую, заветную цель.
Когда человек входит в стадию осознанного возраста, встаёт на путь саморазвития он вспоминает, как часто с ним происходили удивительные вещи, порой заставлявшие сомневаться его в своей нормальности. Это как раз те обстоятельства, благодаря которым он оказался здесь и сейчас. Дух ведёт человека узкими тропками к реализации предназначения, часто даже не давая самому человеку опомниться или толком осмыслить, что происходит. И только потом, придя в осознанное состояние, человек понимает, как и почему так происходило его становление с самого детства.
Такое понимание пришло сейчас ко мне, после прохождения курса. Увидев объявление о котором внутри произошёл щелчок - "вот, что нам надо!", после чего незамедлительно последовало обращение к сотрудникам Академии Прикладных Наук.
В раннем детстве я играла с памятью в ассоциации и шифры, благодаря чему позднее хорошо запоминала детали. Сейчас я преподаватель скорочтения и мнемотехники - науки, которой многие тысячи лет, а не которую, как мне казалось в детстве, придумала я. А примерно в 7 лет я начала записывать обрывки мыслей, и позже оформлять их в заметки в своём дневнике. Далее с переменным успехом я писала всю подростковую пору, и ко 2-му курсу института дневников накопилось с десяток или дюжину. Сейчас уже стало удобнее писать сразу электронные статьи. Написание сочинений было для меня любимым занятием, я даже пробовала оформить школьный журнал и писала научные и новостные статьи туда. В вузе участвовала в конференциях. Но кто бы мог подумать, что этим навыком я смогу даже расплачиваться?
Однажды, лет в 16, я наступила на стекло, и мне пришлось посетить клинику. Новая клиника, только открылась, пишут сайт. Отрекомендовав меня как хорошего сочинителя, моя знакомая натолкнула хозяйку клиники на бартер: они мне стекло из ноги, а я им вводную статью на главную страницу сайта. Клиника называлась "Берегиня". Я провела корреляцию заботы, с которой здесь относятся к клиентам, со славянским образом берегини-матери. Они были в восторге.
Позже, жители бабушкиного дома обратились с запросом написать заметку в газету о том, как они облагородили двор. Я написала так, что родным очень понравилось, а вот квартирщики не поняли эссе...слишком высокопарно вышло. Урок №1 - блюди интересы аудитории.
Моя классная руководитель, Людмила Сергеевна Уланова - заслуженный учитель истории и обществознания со стажем - часто говорила мне, что с моим слогом быть мне журналистом. Это хоть и грело мне ухо, но каждый раз блокировалось мыслью "там ходят по головам", "нужен пробивной характер". Да и какой из меня журналист? Так, что называют, "писака". И, когда решалась участь моей специализации, было принято решение - педагог иностранного языка. Английским я так же занималась с самого детства, много посвящая времени самостоятельному изучению.
Но как ни крути нос, писать не перестанешь, когда ты любишь это, когда ты врос в это мозгом, выстроил определённую логику мысли. И по мере очищения себя от догм и предубеждений, всё равно приходишь к своей сути, к тому, кем тебе должно предстать в этом мире. Журналист по призванию всегда найдёт канал, куда можно направить свою писательскую энергию. Так, заметив мои способности, мой друг однажды сподвигнул меня для начала просто писать посты в интернете, начать раскрепощать потенциал. Позднее я стала контентщиком ЗОЖ-сообщества, созданного в кооперации с моими друзьями, и даже какое-то время жила в наших коливингах на бартерных условиях: жильё за ведение групп. Я до сих пор веду их, освещая жизнь наших людей и публикуя статьи на темы сплочённости и осознанного образа жизни.
И вот, накопив немного опыта, я встречаюсь с прикладной наукой, которая ставит все точки над i, стимулирует достигать высшего уровня правды, чем тот, на котором ты находишься сейчас. И теперь, медленно, но верно, я начинаю свой путь становления публицистом. Узнав от корифеев журналистики Олега Мальцева и Кима Каневского "костяк", принципиальную базу журналистики, остаётся только и делать, что работать на своё имя и завоёвывать авторитет созданием качественной журналистской продукции.
Надо сказать, что тут при обучении не произошло эффекта "забудь всё, чему тебя учили в школе/вузе/на работе", т.к. меня этому ещё не учили. В публицистике я самоучка. Скорее благодаря курсу я смогла разложить теорию по полочкам, чтобы приступить к успешной и результативной практике. Благо, что всё происходит своевременно, и курс пришёл ко мне именно в тот момент, когда мне необходимо было подготовиться к новому рывку, к новой подаче возможностей от мира. Поэтому я от всей души и всего сердца благодарю Одесское Фотографическое Общество, Олега Викторовича Мальцева и Кима Борисовича Каневского за ёмкие, ценнейшие прикладные лекции, полные примеров и выжимок по существу! А также Екатерину Игоревну Сидорову, за содействие в редакции и выпуске моих статей на официальном сайте сообщества. Это большая честь для меня! Намерена дополнить изучение журналистики прохождением курса по фотографии от репортёра ОФО и BigGuns Алексея Самсонова, дабы добиться целостного знания о работе СМИ и приобрети качества настоящего профессионала.