Трамвай.
К сожалению после распада СССР в Российской Федерации не было открыто ни одной новой трамвайной системы. В этом году ситуация будет отчасти исправлена за счет строительства междугородней линии Екатеринбург — Верхняя Пышма. Соответственно Верхняя Пышма станет первым российским городом, где появится трамвайное движение после распада СССР. И хоть пока это будет не самостоятельная система, но тем не менее. В перспективе же планируется строительство в самом городе трамвайного депо и городской линии.
Из-за политических изменений на территории России вновь оказалось колоритное трамвайное хозяйство Евпатории. А вот не менее уникальное трамвайное хозяйство в соседнем селе Молочное бездействует.
Троллейбус.
К сожалению и здесь достижения весьма скромные, при этом новых троллейбусных хозяйств не открывалось в период свыше 15 последних лет. Количество открытых после распада троллейбусных хозяйств существенно уступает числу ликвидированных.
Показателен пример Сызрани. Троллейбус в городе был открыт 1 сентября 2002 года, чтобы вместо дальнейшего развития оказаться закрытым через 7 лет. 1 ноября 2009 года его не стало.
Из тех же городов, где троллейбус, открытый после советских времен, дожил до нашего времени список очень скромный: Великий Новгород, Подольск, Видное, Химки и ныне российская Керчь. Из указанного списка три города находятся в Московской области.
Первым городом, где было открыто троллейбусное движение после распада СССР стал Великий Новгород. Система была открыта во времена «лихолетья» в непростом в экономическом плане 1995 году. Троллейбусы пошли по новгородским маршрутам с 3 октября 1995 года. Сеть в конечном итоге стала состоять из нескольких линий, а количество маршрутов достигло пяти. При этом к середине 2010-х годов возникли проблемы в троллейбусном предприятии, в результате существовала опасность закрытия системы. Так в 2015 году было прекращено обслуживание маршрутов 4 и 5, сокращен выпуск на остальных маршрутах. Благодаря передаче подержанных троллейбусов из Санкт-Петербурга в конце 2018 года ситуацию удалось стабилизировать. С сентября 2019 года были восстановлены маршруты 4 и 5. Особенностью троллейбусной системы Великого Новгорода является эксплуатация не типичных для России троллейбусов модели «Шкода»-14ТрМ, изготовленных в Вологде.
С 24 апреля 1997 года эстафету новгородцев по открытию троллейбусных систем переняли Химки. Именно в этот день пошел первый химкинский троллейбус. С 22 сентября 2001 года город Химки был соединен троллейбусной линией с Москвой. В 2006 году была продлена городская линия по проспекту Мира. В настоящее время действуют три маршрута 1, 202 и 203. Маршрут номер 1 внутригородской, а линии 2020 и 203 имеют необычную нумерацию, поскольку являются междугородними. Химкинский троллейбус единственная в России система, которая связывает между собой два соседних субъекта федерации. При этом в Москве система химкинского троллейбуса никогда не была связана с системой собственно московского троллейбуса. После возможной ликвидации троллейбусного сообщения в столице, химкинская линия останется единственной действующей троллейбусной линией в столице.
С 9 сентября 2000 года был открыт троллейбус в подмосковном городе Видное. В настоящее время действует 4 маршрута троллейбусов. Были планы на строительство линии в Москву и соединение с троллейбусной сетью столицы. Однако, по причине процесса ликвидации троллейбусного сообщения в столице, эти планы едва ли будут реализованы. Особенностью современной системы в Видном является наличие в инвентарном парке предприятия двух нетипичных для России троллейбуса. Один из них троллейбус модели МАЗ-206Т, собранный в Иваново на базе среднего автобуса МАЗ-206. Это единственный пассажирский троллейбус среднего класса в России. Еще один нетипичный для российских городов троллейбус модели ТМG-7207 «Комфорт» (он же Богдан Т701.17). Указанный троллейбус появился в результате так и не осуществившейся экспансии украинского производителя на российский рынок. Троллейбусы Богдан под маркой ТМG-7207 «Комфорт» планировалось выпускать в России, но политическая ситуация привела к тому, что эти планы были свернуты.
С 1 мая 2001 года было открыто троллейбусное сообщение в городе Подольск. Троллейбус в городе получил развитие, было построено несколько новых линий. В настоящее время в городе функционируют шесть маршрутов, из которых один выходит за пределы контактной сети, на нем работают троллейбусы с большим автономным ходом.
18 сентября 2004 года было открыто троллейбусное сообщение в городе Керчь. На момент открытия город относился к Украине. Тем не менее это тоже населенный пункт, в котором троллейбусное сообщение было открыто после распада СССР и город можно включать в этот список. С момента открытия и до настоящего времени действует один маршрут.
Метрополитен.
Единственным городом РФ, где был открыт метрополитен, стала столица Татарстана Казань. В настоящее время действует единственная линия, протяженностью 16,765 км, на которой расположены 11 станций. Существуют дальнейшие планы развития системы.
Как видно из материала, список открытых систем весьма скромный. Более того большинство из них было открыто 15 и более лет тому назад. К сожалению сейчас мы видим обратные примеры — ликвидации электротранспортных предприятий в России.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети «Интернет».
Другие материалы канала по теме транспорта:
Еще один город бывшего СССР, где мог бы работать троллейбус
Škoda 14Tr. Одна из последних легенд завода
В Туле открылась выставка о городском электротранспорте.