Найти тему
Виктор Баев

Психология нищеты

   Сперва пара сюжетов, читанных в социальных сетях. В первом описывается эпизод с российским профессором, приехавшим в Штаты в гости к американскому коллеге. А тот территорию вокруг дома обустраивал, ну, там ему какие-то столбы надо было в землю вставить, для чего услуги бетонщиков требовались. Наш же профессор вырыл ямы, приготовил раствор (найдя где-то цемент с песком) и поставил столбы, избавив коллегу от лишних трат.

   О це оно. Два мира, два Шапиро. Американскому профессору не может придти в голову безумная мысль работать бетонщиком самому, ему деньги за профессорство платят. Если считает, что мало платят, это повод для совершенствования в своей профессии. Ну, или часы дополнительные взять, университет сменить... Наш же, за тридцать лет не избавившийся от менталитета совка, не представляет, зачем тратить деньги, когда можно сделать самому.

   Второй эпизод из конца пятидесятых описал кто-то из сопровождавших Хрущёва в поездке по США. Как-то так спонтанно и не запланировано получилось, что решили по пути заехать в какое-то образцово-показательное фермерское хозяйство. По пшенице или кукурузе не помню. Ясен перец, в СССР и России незапланированных посещений быть не может, заранее бы всё подготовили, пригласив на роли фермеров рыбаков с озера Ильмень.

   Но американцы, они же тупые. Ну-у-у, ту-у-у-пые... Вот так взяли, свернули с шоссе и в гости к фермеру. Фермерская жена видит, что гости, а жрать дома нечего, говорит, мол, я щас, одна нога здесь, другая там, в соседний городок на машине сгоняю, картошечки куплю. А у фермера поля за горизонт уходят, всё пшеницей (или кукурузой) засеяно.

   Никита в недоумении, мол, как так? Землищи-то вона скока, чего под окошком картошечки-то не посадить. Так те тоже в непонятках. Мы же пшеничные (или кукурузные) фермеры. А картошку картофельный фермер выращивает, мы в магазине покупаем. Так что тоже налицо два разных мироощущения.

   Где-то с пару тысяч лет назад, при переходе от рабовладельческого строя к феодальному, более продвинутые народы мира начинали постепенно переходить от натурального хозяйства- выращивания еды для собственного пропитания к товарообмену. В немалой степени этому способствовали финикийцы- первые ласточки рыночной экономики на планете.

   А уж когда белые поселенцы, преимущественно протестантского вероисповедания, стали заселять американский континент, там массово стали возникать товарные производства какой-либо монокультуры. Табака и хлопка на Юге, пшеницы на Севере. 

   Ибо, ну, такая очевидная экономическая истина. Если ты выращиваешь только для собственного пропитания пшеницу, картошку, капусту, яблоки, смородину, плюс к тому разводишь птицу, держишь корову, то суммарный результат у тебя будет намного меньше, нежели ты выращивал бы наиболее подходящий для твоего климата монопродукт, продавал его за деньги на рынке, а на выручку удовлетворял свои многочисленные потребности.

   Так эффективней! Человечество поняло это пару тысячелетий назад, постепенно стало переходить от натурального хозяйства к товарному. Один работник высокотехнологичного сельского хозяйства Израиля кормит сегодня 95 человек. Урожайность ряда культур и удойность коров в этой стране высочайшая в мире. В США один занятый в сельском хозяйстве кормит 70 человек, в России- 15.

   В России слишком долго длилось крепостное право, не дававшее возможности переходить к товарному производству в больших объёмах. И после отмены его в 1861 году мало что изменилось, покуда Столыпин не взялся создавать по подобию американских фермеров класс кулаков, «мужиков- тружеников, мужиков- накопителей» (С). Стимулируя их к выходу из общины и созданию единоличных хозяйств.

   В конце двадцатых в СССР было возрождено в форме колхозов крепостное право, феодалом было государство (ну, или Иосиф Виссарионович). Крестьяне вкалывали на феодала за пенис каниса трудодни, а чтобы не поумирать с голоду, вынуждены были выращивать на приусадебных участках для себя всё необходимое. Иначе смерть.

   Первые садоводства для городских жителей стали возникать ещё в тридцатые годы, начало широкому развитию этого направления дало постановление СМ СССР от 1949 года «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих».

   В шестидесятом я с родителями переехал из центра Ленинграда в пригород Колпино. Тут была своя фишка. Земли вокруг города была до фига, никак она не использовалась, народ явочным порядком устраивал грядки и выращивал картошку. Власти этому не препятствовали. К этому времени осознали. что советская система прокормить народ не в состоянии, так что нехай помимо работы на государство, сами себе еду выращивают. Ох, и до хренища же в земле под Колпино было не только стреляных гильз, а ещё и патронов с порохом. Причём, как советских, так и немецких.

   Потом стали давать так называемые шесть соток в некотором отдалении от города. Первые участки для колпинцев были в садоводстве под Тосно, докуда час электричкой. Это ещё терпимо. В восьмидесятые, когда еды в стране всё никак не прибавлялось, участки предоставляли уже на границе Новгородской области, докуда электричкой два часа, так ещё и час пешком от станции. А каково жителям мегаполиса? Там ещё и до вокзала добраться надо.

   В общем, были участки с картошкой и у моих родителей, и у родителей жены. Её родители потом там участок цивилизовали, другие культуры стали выращивать, парниковые огурцы и помидоры, ягоды, яблоки. Мы им до конца девяностых, покуда они живы были, в этих сельхозработах помогали, а после них уже нет.

   Ибо у меня где-то ещё в семидесятые сформировалось мнение, что все эти садово-огородные работы от привитой российскому человеку веками «монголо-татарского» ига психологии нищеты. У меня, наверное, от чтения книжек с детства сформировалась западническая индивидуалистическая психология. И рациональное мышление.

   Понимаю, что если еду взять вообще негде, надо её выращивать. В СССР все эти личные подсобные хозяйства и садоводческие товарищества были обусловлены массовой нищетой населения. Поэтому мы и помогали родителям на их участках. Но в девяностые-то система перевернулась полностью. Всё, включая еду, перестало быть дефицитом, а вот психология нищеты у огромной части населения из бОшек не выветривается.

   Мы как-то уже давно московским родственникам сказали, что лоджию не стеклим, ибо тогда темно и душно в комнате будет. А мы живём зимой постоянно с открытыми форточками, летом с настежь распахнутыми окнами. Так те переспросили, а где мы картошку храним. А мы её не храним. Вот сегодня в магазине купили на двоих около килограмма свежей. На раз поесть, завтра, может, ещё купим.

   Египетской или израильской по 60 р. за килограмм. Чтобы перейти к советским ценам, делю на коэффициент 200, получаю 30 копеек. Вполне приемлемая цена для свежей картошки. Помню в СССР мы кубинскую или голландскую (не гнилую, в отличие от советской) по 50 копеек покупали. Свежую картошку не чистим, а только моем и не варим, а готовим пару минут в микроволновке.

   Думаю, сейчас в тех садоводствах только люди моего поколения еду выращивают. Молодёжь предпочитает там отдыхать. Газон, цветы, гамак, шезлонг, надувной бассейн и т.п. Это я понимаю. Это и есть назначение загородного дома- сидеть в шезлонге с бокалом вина. Хотя на берегу тёплого моря под пальмой комфортнее. Да и шесть соток (квадрат 25х25 м) ощущения комфорта не создают.

   So. У меня есть работа, где мне платят деньги. Хоть мне 66, но продолжаю работать, пенсии таки маловато будет. И вот на заработанные деньги имею возможность покупать себе что хочу. Чего, мне ещё после работы на участке горбатиться картошку сажать? Да ну нах. Не хочу я сегодня, допустим, картошку, хочу манго. Так вот оно манго в магазине. Cash & carry.

   И цены вполне приемлемые. В СССР апельсины, например, стоили 2 рубля в восьмидесятые (рубль сорок раньше). В сегодняшних ценах это бы четыреста получилось. Мрак. У нас сейчас 60 рублей. Так тогда ещё и убегаешься искавши. А бананы? Сегодня- это повседневный продукт. Причём, как спортсмен с более, чем полувековым стажем, заявляю, что это очень ценный при физических нагрузках продукт. Стоит же сущие копейки.

   Черешню сегодня видели. 300 рублей. Жена говорит, не, подождём, когда дешевле будет. Ага. 300 сегодня- это 1-50 в совке. А в 1983 году я из командировки в Армению 10 кг по 1-50 домой самолётом вёз, пускать не хотели. В Ленинграде на Кузнечном рынке же черешня по 10 р. была. 2000 р. в сегодняшних ценах.

   В общем, благодаря реформам девяностых, у нас впервые в тысячелетней российской истории появилась возможность не заниматься натуральным хозяйством, а просто зарабатывать деньги и на них покупать себе всё необходимое. А вот желание делать самому то, что можно купить за деньги- это неизжитая психология нищеты. Кто-то скажет: хобби, только я сомневаюсь. Хобби- спортом заниматься, в театры, музеи ходить, путешествовать и т.д. А вот картошку копать или бетонные фундаменты делать...

Статьи о политике и экономике

Статьи о спорте и здоровье

Статьи о религии

Беллетристика от Razdolbaeff`a

История от Razdolbaeff`a