Во время экскурсий по Москве (в отличие от экскурсий по Вашингтону) обращаться к теме расизма практически не приходится. Да, в России есть некоторые традиционные фобии и антипатии: например, в те или иные времена общество достаточно конкретно выражало нелюбовь к евреям (причины кроются в первую очередь в христианских корнях русской культуры), к полякам (причина тоже очевидна - агрессия в период Смуты), немцам.
Иногда подобная нелюбовь принимала комичные формы (в виде анекдотов и поговорок), иногда она принимала формы весьма и весьма безобразные (например, в виде разгромов кварталов, где жили те или иные национальные меньшинства в начале XX века).
Более того, в последние 30 лет уровень разного рода фобий вырос. Причины также очевидны: крупнейшая геополитическая и идеологическая катастрофа (распад СССР и супербыстрый отказ от учения Маркса и Ленина) привела к резкому снижению уровня жизни в 1990-е, а также разгулу криминала, росту сепаратистских настроений. Последствия демонтажа советской системы мы наблюдаем до сих пор: это и напряженные отношения c рядом соседей, это и большой поток трудовых мигрантов из бедных стран, это и популярность разного рода маргинальных политических течений и т.н. "субкультур".
Но в целом исторического, укорененного расизма в России нет. Более того, борьба с теми или иными формами дискриминации на расовой/этнической почве является одним из приоритетов как государственной политики, так и деятельности разного рода некоммерческих организаций.
И вообще, гуляя по Москве волей-неволей обращаешься к эпизодам реальной (а не декларируемой на словах) дружбы народов. Среди исторических улиц Москвы есть Армянский переулок и Грузинский Вал; среди величайших деятелей русской словесности значатся Александр Пушкин (потомок уроженца Африки Ибрагима Ганнибала) и Владимир Даль (у него датские корни); редкий рассказ о довоенном или послевоенном советском кино обходится без упоминания фильмов "Цирк" или "Максимка". Имперское состояние государства вообще способствует межнациональному/межрасовому миру, уважению, сотрудничеству.
Несколько иначе обстоит дело в США.
Тут без обширного анализа и экспертных оценок разобраться трудно.
В стране, сложившейся из территорий, некогда бывших колониями Великобритании, Испании, некоторых других европейских стран, в самые разные исторические периоды так или иначе существовали расизм - иногда неформальный,а иногда даже институциональный, можно сказать, узаконенный. Общеизвестно, что и испанские, и британские колонисты на протяжении долгого периода угнетали и даже истребляли коренное индейское население. Другая печальная страница из истории США - долгий период существования рабства. Истоки расизма в разные времена были разными. Иногда он проистекал из религиозных соображений; иногда - из экономических или даже [псевдо-]научных. Наследие тех трагических событий и явлений проявляется по сей день.
Гибель Джорда Флойда всколыхнула американское общество. Но не только. Оживленные дискуссии начались в Канаде, Европе, даже в России.
По поводу непреднамеренного убийства жителя Миннеаполиса можно сказать следующее: покойный не был идеальным гражданином. Он воровал, он несколько раз сидел в тюрьме, видимо, он принимал запрещенные для свободного оборота препараты. Оправдывает ли это его убийство? Конечно, нет.
Гибель этого человека стала поводом для протестов. Но единственный ли это повод? Вряд ли. Тут сказалось множество факторов:
- падение уровня жизни в последние три месяца
- общая психологическая усталость от пандемии
- целая вереница схожих инцидентов (темнокожие жители гибнут от неправомерных действий полиции с завидной регулярностью, и каждый подобный эпизод получает все большую и большую огласку)
- и - самое главное - существование не только сиюминутных, но хронических проблем в США (причем проблем чрезвычайно серьезных).
Одна из таких хронических проблем - существование в США огромного количества людей, которые не имели, не имеют и, скорее всего, не будут иметь хорошего жилья, хорошего образования, доступа к хорошему медицинскому обслуживанию. Значительное число семей (счет идет на миллионы, и это не только "черные", но и "белые", и "цветные") годами, даже поколениями живут в так называемой ловушке бедности: решая короткие тактические задачи заработка на еду сегодня, ты не можешь найти времени для решения стратегических задач, которые улучша твою жизнь завтра. Ловушка бедности многократно описана в научной, деловой, художественной литературе.
Универсального рецепта выхода из ловушки бедности нет: очень многое зависит и от особенностей страны, и от склада ума и характера конкретного человека. В рунете очень популярны советы вида "иди работай", "иди занимайся бизнесом". Это хорошие, но абстрактные советы. Без образования трудно найти хорошо оплачиваемую работу, без счета в банке или значительного имущества трудно получить кредит для начала своего дела. А самое главное: почему советчики их не применяют сами? Люди готовы раздавать такие советы, но почему-то не спешат улучшать свои квартирные условия, например. Парадокс!
Конечно, разные страны запускали самые разные социальные программы. Где-то они оказывались эффективными, где-то - не очень. Скажем, можно сказать, что долгое время подобные программы были эффективны в Европе, однако по мере расширения форм и размеров поддержки во Франции, Великобритании, Германии сложился особый слой любителей "жить на пособие". Это, конечно, не очень хорошо...
Темнокожее население США в некоторых районах страны живет хронически плохо на протяжении последних 200 лет. Поколения вырастали и умирали в бедности, поколения вырастил и умирали с ущемленными правами. Да, было отменено рабство. Да, была отменена расовая сегрегация. Но всех проблем это не решило.
Среднедушевой доход среднестатистического афрофамериканца примерно на 25% ниже, чем средний доход белого человека. Это не катастрофа. Но разрыв существенный и показательный. Еще интереснее и контрастнее ситуация с активами: среднедушевые активы афроамериканца составляют лишь 15% от среднедушевых активов белого человека. Расовые границы совпадают с социально-экономическими границами. Для любой - даже самой могущественной - страны это большая проблема.
Важно понимать, что подобное неравенство, подобные разрывы весьма устойчивы. И дело не только в расовой дискриминации (которая в США действительно существует). В научной и публицистической литературе представлено множество любопытных исследований, авторы которых рассматривают историю сохранения и преумножения богатства. Аристократия Англии, коммерсанты Флоренции, торговые семьи (часто - из числа национальных меньшинств) Бельгии, Турции, Ливана - известно множество примеров того, как социальное положение и финансовое благополучие людей XVII века определяет положение наших современников. Только представьте себе: 300-400 лет устойчивого развития!
Итак, в США есть значительное социальное неравенство (причем оно сокращалось до 1970-х годов, но с конца 1970-х снова стало расти). В США есть расизм. И, конечно, важно бороться не только со следствия, но и с причинами. А чтоб бороться с расизмом, надо понять, почему этот расизм устойчив.
И здесь необходимо отметить наличие некоего замкнутого круга: расизм в известной степени рационален, а наличие рационального обоснования расизма существенно препятствует избавлению от него. Почему же у расизма есть рациональные обоснования? Потому что благополучное население знает, что темнокожее сообщество действительно производит много преступников, много наркоманов и - что самое главное - много малообразованных людей и низкоэффективных работников. Подчеркнем: дело не в том, что условный афроамериканец приторговывает чем-то запрещенным или ворует - таких людей действительно не очень много (более того, по данным National Survey on Drug Use and Health от 2014 г., даже доля наркоманов среди "черных" лишь немного выше доли наркоманов в среднем по стране; а алкоголиков среди черных даже меньше). А вот малограмотных афроамериканцев и бесполезных в бизнесе афроамериканцев - миллионы!..
Пока ситуация автокаталитической маргинализации афроамериканцев не будет переломлена, рассчитывать на реальное исправление ситуаций не приходится. Нет смысла что-то советовать Штатам - они и без нас разберутся. Тем более нет смысла злорадствовать.
Но зато можно констатировать факт: США нужен новый курс, США нужны новые социальные программы, причем комплексные. Это и Obamacare 2.0 (по-русски - некая социально-ориентированная реформа здравоохранения), и модернизация образовательных программ (самое главное - хорошее образование должно стать доступным бедным), и вложения в жилое строительство и формирование общественных пространств в городах, это и пропаганда труда как такового... В общем, нужен целый пул мер, направленный на снижение неравенства в обществе. Нужда в таком курсе делает Штаты очень похожими на Россию, кстати :) ведь наша страна также нуждается во всем перечисленном!
Еще один важный момент: вектор на изменение ситуации должно задать государство, но само общество также должно поддержать (и при необходимости скорректировать) этот вектор. Темнокожие совершают 1/2 убийств в США 1/2 ограблений. Очевидно, что виноваты в этом не только и не столько белые.
(При цитировании и обсуждении этой статистики главное не впадать в глупый и, к сожалению, очень популярный в рунете морализм, вот, дескать, какие эти афроамериканцы, угнетают и обижают белых людей: "черные", конечно, грабят и убивают "белых" (а также индейцев или, скажем, "латиносов"), но вообще говоря куда чаще убивают друг друга.)
Способно ли темнокожее сообщество консолидировать свои созидательные силы и направить их на улучшение ситуации? Вот это большой вопрос. Вообще говоря, и 100 и 50 лет назад были темнокожие интеллектуалы. которые признавали множество архаичных и даже порочных практик и особенностей, популярных среди афроамериканцев. Эти интеллектуалы признавали высокий уровень семейного насилия, признавали дефицит грамотных людей, признавали низкий уровень развития трудовой этики. Такие интеллектуалы есть и сегодня: они занимаются созданием курсов повышение квалификации, помогают детям из неблагополучных семей, улучшают качество городской инфраструктуры в бедных кварталах. Но их голоса не слишком слышны... Куда более различимы голоса разного рода популистов и откровенных демагогов!.. В итоге разумных, конструктивно мыслящих людей заглушают вопли как расистов и адептов социал-дарвинизма (а эти вопли аморальны по своей природе... и тем более странно и печально видеть их в рунете), так и глуповатые речи т.н. "левых", любящих риторику вида "надо дать им то, надо дать им это, а требовать ничего не будем, и вообще мы должны извиниться и встать на колени за то, что угнетали их".
Вообще в России часто забывают (а многие - просто не знают), что это не первые такие беспорядки в американской истории. Волнения были и в 1960-е, и в 1990-е... Да и несколько лет назад люди уже выходили на улицы (после убийства темнокожего парня во Флориде, например). Сам факт быстрой организации демонстраций и даже погромов не должен удивлять: людям это удавалось и 50 лет назад, а уж сегодня-то (при наличии соцсетей и смартфонов) это делать вообще легко. Здесь удивляет не столько организованность людей (а подавляющая часть демонстрантов действительно выходит на улицы с мирными намерениями), сколько немного странное поведение полиции и гвардии. Хотите встать на колено? Нет проблем, пожалуйста. У нас Лев Толстой, например, тоже ратовал за человеческую солидарность. И наши коммунисты 50 лет назад утверждали, что человек человек - друг товарищ и брат. В этом плане очень веселит и в то же время огорчает риторика американских обывателей, которые почему-то называют тех, кто не поддерживает мирных демонстрантов, "адептами коммунизма" или "комми-ботами". Но удивляет вот что: почему возникли такие проблемы с пересечением мародерства?.. Это же США, а не слабая страна третьего мира. Важный и опять же показательный момент, заставляющий задуматься...
Еще больше заставляет задуматься, что по сравнению с 1990-ми сейчас ситуация в целом хуже: тут и влияние пандемии, и не слишком большие успехи на внешних фронтах (конкуренция с Китаем, скромные успехи в Афганистане и Сирии), и жесткое противостояние в среде политических элит (причем американские интеллектуалы отмечают, что и республиканцы и демократы стали более жадными, более грубыми, менее дальновидными, менее компетентными). И даже по сравнению с 1960-ми ситуация хуже: да, тогда был Вьетнам и была конкуренция с СССР, зато четко было понятно, что делать (от расовой сегрегации действительно надо было избавляться), а главное - экономика развивалась и неравенство снижалось. Более того, в США появились настроения алармистов ("всепропальщиков"), которые на полном серьезе ставят вопрос о том, что Америка в кризисе, что Америке в привычном ее виде осталось, скорее всего, не так уж и много...
Civilizations don't last forever, and when they collapse, the cause is almost always internal failure. Even in the midst of one of our darkest years, the U.S. still has many factors in its favor, but the fate of past societies holds frightening lessons for what may lie ahead.
America's record of weathering past existential crises gives us hope of survival, but not certainty. The next few months could tell us whether the U.S. is ultimately on the road to renewal or ruin. (с)
Таких ораторов пока немного. Но важен факт того, что они есть.
Абзацем выше сказано о жестком противостоянии политических элит. Проблема в том, что жесткое противостояние наблюдается и в обществе. Об этом расколе говорят не первый год: "америка хипстеров и америка ренднеков", "америка мегаполисов и сельская америка", "америка космополитов и америка традиционалистов". Газета The New York Times даже составила на эту тему пару оригинальных карт: Америка Дональда Трампа (слева) и Америка Хилари Клинтон (справа).
Кажется, что у Х. Клинтон территория гораздо меньше. Это верно. Однако это территория с очень большим населением. Итого по числу сторонников примерное равенство.
И все это - на фоне поляризации радикализации мнений. Две Америки не слышат друг друга, не слушают друг друга и не хотят слушать друг друга.
Поэтому и сегодня (после гибели Флойда) мы слышим две принципиально разные точки зрения (упрощенно они звучат так: "всех подавить и всех заткнуть" и "давайте попросим прощения у черных, давайте отметим значимость жизни черных". Компромиссов и поисков точек соприкосновения и единства пока очень мало. Пока что все сводится к формуле "Черные жизни важны и все остальные жизни важны" (black lives matter, all lives matter"). Это правильный, но тривиальный тезис. Из него, собственно, ничего не следует. В Конституции США сейчас и так уже говорится о благе и свободе для всех граждан, причем говорится в самом первом предложении!
Итак, компромиссов пока мало. Это не означает, что их нет. И тем более не означает, что их не будет. Надо подчеркнуть: подавляющая часть демонстрантов и просто неравнодушных людей (белых, цветных, черных) действительно хочет перемен - перемен к лучшему. К сожалению, российские сми, в особенности телевидение, делают большой акцент именно на насильственной части протестов. Наши журналисты с удовольствием смакуют данные о разграбленных магазинах, перевернутых автомобилях, избитых прохожих. Хотя и в Сан-Диего, и в Хьюстоне, и в Филадельфии (то есть в самых разных концах страны) как демонстранты, так и общественные деятели, так и чиновники и политики разного толка делают акцент на том, что в массе своей речь идет о мирных протестах, о протестах, главная цель которых - обратить внимание на существующий расизм, на существующее неравенство.
Но при этом пока мало говорят, что это неравенство касается всех: и черных и белых. В США белые тоже страдают - от действий тех же полицейских, например. Более того, существует даже выражение white trash - очень грубое, очень неприятное выражение (отребье, люди-мусор), которым обозначают бедных, деклассированных представителей белого сообщества. Они тоже сталкиваются с разной дискриминацией. С нею же сталкиваются, например, и выходцы из Лат. Америки (в статистике они идут как hispanic, а у нас их чаще всего в обиходе называют "латиносами" или "мексами"). Об этом можно и нужно говорить. Конечно, темнокожее сообщество - это главная стигмата на теле Америки. Но не единственная. Нет смысла без конца раскручивать пресловутый "комплекс вины белого человека"(хотя нельзя забывать о несостоятельности расовых теорий, столь популярных в начале XX века, как нельзя забывать и о том, кто и когда занимался работорговлей в США) - надо решать реальные проблемы.
Как и когда их будет решать Америка - скоро узнаем...
***
Что из этого может вынести Россия? Что стоит обдумать нам, жителям России?.. Очень и очень многое.
Во-первых, надо тщательно подходить к осмыслению и анализу информации. Для начала - надо хотя бы честно констатировать тот факт, что мародеры - это преступники, и американское общество осуждает мародерство и погромы (хотя некоторые деятели действительно высказались в духе "и правильно, что грабят! так, мол, компенсируют годы рабства" - это глупость, конечно), и мирных демонстрантов в сто раз больше, чем агрессивных и маргинальных.
Во-вторых, надо избавиться от ненависти и зависти. У нас действительно завидуют тем, кто получает пособия (в особенности если эти пособия раза эдак в 4 выше зарплаты трудящегося у нас). И из этой зависти рождается ненависть. Не стоит ненавидеть безработного жителя условной Алабамы за то, что он получает пособие в 70.000 рублей (в пересчете на наши деньги). Этот темнокожий безработный не виноват, что в России у миллионов трудящихся зарплаты ниже. Традиция трудолюбия, традиция одобрения занятости - это замечательная традиция. Благодаря героическому труду наш народ сумел проложить дороги до Тихого океана, победить всех исторических врагов, освоить космос.
Можно и даже нужно осуждать тунеядцев, бездельников. Но какой смысл в выражении ненависти к жителям далеких американских городов?.. Тем более что многие из них сидят на пособии вынужденно. И у нас в стране есть люди, получающие разнообразные выплаты и пособия. Это вообще нормально для государства, стремящегося к социальной справедливости. Можно лишь посочувствовать Америке и американцам по поводу того, что образ американской мечты (т.е. история успеха человека, добившегося исключительных высот благодаря упорному труду) стал размываться с середины XX века, и на смену ему постепенно стали приходить иные образы (например, в случае с темнокожими гражданами - образ быстро заработавшего миллионы спортсмена, рэпера... или наркодилера).
В-третьих, надо по возможности изживать пережитки социального расизма и разного рода ксенофобий. Если на бытовом уровне еще хоть как-то можно понять, откуда в России возникла антипатия к условным узбекам или молдаванам, то почему вдруг сейчас по всему рунету звучат гневные речи в адрес негров, живущих за тысячи километров от ораторов, - поистине загадка. У нас не так много социальных лифтов, как хотелось бы, но они есть (кстати, сам факт того, что в Россию приезжают узбеки и молдаване, подтверждает наличие этих самых лифтов). Надо ими пользоваться и надо работать - на свое благо и благо страны. Работать, а не мараться в расизме.