Найти тему
владимир Колобов

ЧУХИНСКИЙ ТУПИК ч8 школа, смерть Сталина

Так много было интересных занятий вне школы, что учёба не очень увлекала и может быть поэтому особо и не давалась. Но тут начали действовать несколько факторов. Пусть каждый и понемногу. Например, всех малышей стригли наголо. Но с 4-го класса за хорошее поведение и успеваемость разрешалось носить небольшой чубчик и стричься уже "под бокс", а там, глядишь, и "под полубокс" как взрослым и в отличие от лысых двоечников. Отличников и хорошистов принимали в пионеры. И они как бы переходили в высшую касту: у них были свои собрания, свои дела, форма одежды, галстук и они как бы приравнивались к более старшим ребятам тоже пионерам, но вступившим на год -два раньше. И тут надо сказать, что мне почему то очень захотелось подружиться мальчиком из нашего класса - Сашей Коровиным.

Слева Саша                                                            Справа я                                                                                               Белые воротнички пришивали к любой одежде. По мере загрязнения их отпарывали, стирали, гладили и пришивали на прежнее место. Воротничок мог быть пришит и к куртке, и к рубашке и к свитеру - к чему угодно, но он обязательно должен быть.
Слева Саша Справа я Белые воротнички пришивали к любой одежде. По мере загрязнения их отпарывали, стирали, гладили и пришивали на прежнее место. Воротничок мог быть пришит и к куртке, и к рубашке и к свитеру - к чему угодно, но он обязательно должен быть.


Он был круглым отличником и старостой класса, но в какой-то мере именно по этим причинам друзей у него в классе не было. Жил он на Васильевской (которую позже переименовали в ул. Фучика, а потом обратно) и я провожал его до дома и нёс его портфель. Спустя время я стал вхож в его дом. Жил он на втором этаже деревянного дома, но у них была отдельная квартира. Я очень удивился, когда увидел на кухне на столе консервную баночку с горелыми спичками, потом оказалось, что у них газовая плита. Его мама была домохозяйкой, а отец - офицером танковых войск в звании, если не ошибусь - капитана. У Саши ещё была младшая сестрёнка - Лена. У него была коробочка из под конфет, а в ней обёртки конфет из фольги. И не просто гладкие, а в разный рубчик и даже цветные. Я таких конфет и не видел. Саша дал мне несколько парных обёрток и даже от одной большой оторвал кусочек - это был королевский подарок. Такого я не видел. У него была вырезка из журнала с эмблемами иномарок: Шевроле, Бьюик, Линкольн... А потом меня к нему официально "прикрепили", чтобы он меня подтягивал по учёбе. Я сидел у него дома за столом и что-то писал, решал, что-то он мне объяснял и даже выписал на листке правила чередования гласных рост и раст и ещё какие-то чередования. Саша хорошо рисовал и учитель рисования, отметив это, сказал что был такой известный художник - Коровин и не родственник ли он. Саша был очень смущён, и от лестного родства отказался. И вот к каким уже не помню майским праздникам я исправил тройки и был торжественно принят в пионеры, прямо в классе. У стены стояла шеренга вступающих, к ним подошла шеренга принимающих, уже ранее принятых в пионеры. Пионеры по команде повернулись на пра-ВО и, оказавшись лицом к лицу с принимаемыми и повязали им галстуки.
И вот тут я должен добавить свои пять копеек в споры о пионерах. Пионер - это был социальный статус ребёнка. Именно в этом суть, а не в металлоломе или макулатуре. Маленький человек вступал в организацию и давал клятву. По своему желанию. И если он допускал не хороший поступок, ему могли об этом напомнить и ему действительно было стыдно. А сейчас какой у школьника социальный статус -"ни то ни сё" - он ничем не связан и никому ни чем не обязан, вот он и ведёт себя - шаляй-валяй и учится шаляй-валяй.
Ещё, если можно сказать, один фактор - кружок физики, который организовал учитель физики Сергей Михайлович. Возможность провести опыты своими руками и выход за пределы учебника повышало интерес к предмету. Расширяло кругозор и посещение планетария. Помнится, показывали зеркало сводящее солнечные лучи в одну точку, и металл плавился от высокой температуры. Лектор обещал широкие возможности такому использованию солнечной энергии. И тут подошел какой-то мужичок и говорит, что этот опыт ему показывали лет 20 назад, и процесс никуда не двинулся. Мы все начали возмущаться. Что изменилось с тех пор в использовании энергии солнца? Откуда-то у нас дома взялась книжка с занимательными опытами по физике: можно было поджечь нитку, на которой висит иголка и иголка продолжала висеть, сделать игрушку называемую "американский житель" - пузырёк тонул или всплывал в бутылке при нажатии на резинку, закрывавшую горлышко бутылки.

Я тут крайний справа. 1952-й год. Школа №126, шестой класс
Я тут крайний справа. 1952-й год. Школа №126, шестой класс


Так или иначе, но я стал внимательней на уроках. Интересны стали уроки географии. Потом истории, литературы. Оказалось, что если слушать на уроке, то домашние задания делаются очень быстро, а то и делать не надо - всё и так знаешь и помнишь. И вот такой случай. Заболела математичка и чуть ли не на месяц или больше. И заменить её пришёл сын немки - Софьи Абрамовны - Евгений Борисович. (Много позже я встретил его фамилию в журнале со званием к.м.н.). Он посмотрел классный журнал и констатировал, что отметок маловато.
-"Первым десяти, кто решит задачу, я поставлю пятёрки, а следующим десяти - четвёрки", и он дал задачу по геометрии повышенной сложности, из тех что были в конце главы учебника мелким шрифтом. Класс притих и вцепился в ручки и тетрадки. И как не странно я получил пятёрку. Евгений Борисович наставил пятёрок и четвёрок и, оценив конечный результат, сказал: "Что-то пятёрок многовато. Даю следующую задачу. Первым пяти, кто решит - ставлю пятёрки, а следующим десяти - четвёрки". А подтвердить решение нужно было его обосновав построением и ссылками на соответствующие теоремы, подойдя к его столу. И я получил ещё одну пятёрку. Тут все записные хорошисты-отличники из сталинских домов меня зауважали и приняли в свою компанию.

Справа гостиница Пекин, а дальше те самые "сталинские" дома. В глубине двора была школа №126 .  Её уже снесли.
Справа гостиница Пекин, а дальше те самые "сталинские" дома. В глубине двора была школа №126 . Её уже снесли.


Тут заболел один мальчик из сталинских домов. А нужно сказать, что отец его был офицером госбезопасности и учителя были с его сыном очень обходительны, если не сказать побаивались - напомню -это были ещё сталинские времена. Как-то учительница географии вызвала его и попросила рассказать про Джамшедпур - на прошлом уроке она рассказывала. что это город в Индии около Дели и Советский Союз строит там для братского индийского народа металлургический завод. Парень это на уроке пропустил мимо ушей и она это запомнила. Он начал толковать, что "это специально выращивают на грядках". Географичка сказала: "Ты наверное, плохо себя чувствуешь, нездоров, я не буду ставить тебе отметку, а спрошу в следующий раз". А потом он как-то действительно не пришел на уроки, вроде как заболел. Учитывая, что я теперь из этой компании и опять же то, что ко мне по наследству перешел приличный свитер, в котором я теперь ходил в школу, меня послали к нему передать домашнее задание. Я зашёл в комнату, где по стенам висели картины, они не произвели на меня впечатление. Могу только сказать, что это были не портреты и не натюрморты. Городские виды. Я выглянул в окно - насколько хватал глаз были крыши домов. В углу у окна стоял рояль, на рояле стояли три или четыре штуки зарубежного происхождения, скорее всего, трофейных часов под стеклянными куполами и с горизонтально вращающимися маятниками. Молодой хозяин (вполне здоровый!) пояснил, что это папина коллекция, но я сказал, что вряд ли коллекция: не интересно собирать настолько похожие экземпляры. В шкафах стояли модели советских танков, пушек с табличками, на которых были указано, что это подарок, например, директору завода или генеральному конструктору такому-то. -"Это подарки моему папе". На это я сказал, что подарки не передаривают. -"Иногда передаривают"- ответил он лаконично. Ясно, что он знал больше, но не собирался объяснять. И тут его бабушка, несомненно очень добрая женщина, настояла накормить меня гречневой кашей. То ли каша была суховата, то ли я не привык к такому кушанью, то ли очень стеснялся, а скорее и то и другое и третье, но на следующий день я к нему не пошел, чтобы не есть гречневую кашу. И домашнее задание не понёс, а он и следующий день пропустил. И я оказался виноват, хотя второй раз меня не посылали и не сказали, что я должен ходить каждый день. Было очень не удобно, хотя учителя особенно не ругали. Даже вроде были рады, что всё так сложилось. К стати сказать, у всех ребят из сталинских домов были телефоны и домашнее задание всегда можно было узнать по телефону.
И вот однажды во время перемены стоим мы в кружок и обсуждаем какие-то свои дела, он подходит и вынимает из кармана маленький пистолетик и объясняет, что это дамский пистолет-"Из таких любят стреляться некоторые нервные дамочки". Никто не потянулся подержать пистолетик. Никто не спросил, каких дамочек он имел в виду. По тем временам все были приучены не задавать лишних вопросов. Намекал он, как я сейчас думаю, на жену Сталина. Догадывались ли мы об этом в то время? Скорее всего нет. Вообще Сталин для нас был каким-то недосягаемым, каким то чуть ли не эфемерным существом. Мы, например, не могли себе представить, что он ходит в туалет как все обычные люди. У меня был деревянный угольник, на нём я написал по немецки разные лозунги - ну из четвёртого класса, когда начинался немецкий, среди них: "Es leibe Genosse Stalin". Много позже Лёля, прочитав это на угольнике, засмеялась надо мной. Было уже другое время, а угольник - тот же.
Или вот также подходит этот парень и, не вникая в наши разговоры, заявляет: "А грузины, в общем-то, очень хорошие люди. Из них такие, как товарищ Сталин, товарищ Берия". Никто из нас не поддержал "политическую" тему. Все мы были очень осторожны.

     "Есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы" -                                     правильно я говорю, Лаврентий? Произносить эту фразу полагается с грузинским акцентом.
"Есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы" - правильно я говорю, Лаврентий? Произносить эту фразу полагается с грузинским акцентом.


И вот к очередному дню рождения товарища Сталина открылась в Третьяковской галерее выставка картин советских художников, посвящённых товарищу Сталину. Учительница русского языка объявила, что такого-то числа мы идём на выставку, при себе иметь блокнот и карандаш, чтобы записывать за экскурсоводом, а потом будем писать на эту тему сочинение. Мы пришли на выставку. В нужный зал. Экскурсовод начала всё нам рассказывать. Художник такой-то, картина посвящена такому -то событию в жизни товарища Сталина. Мы, вообще-то, в первый раз в жизни конспектировали и опять же на весу, и надо было успеть. Одним словом, толком я ничего не записал и вообще было страшно поднять и раскрыть должным образом такую сложную и, главное, очень ответственную тему. В 13 лет. Голова шла кругом. И тут вдруг, совершенно неожиданно товарищ Сталин умирает. И про сочинение все словно забыли. Такое было облегчение!
К нам пришла тётя Люба. Она потребовала, чтобы мы сняли со стены портрет Сталина. Портрет был самодельный: то ли фотография, то ли вырезка из газеты под стеклом и оклеена по периметру полоской плотной бумаги. Я снял портрет и засунул его под диван - нести на помойку было холодно и ещё не известно как жизнь повернётся. А тётя Люба Сталина ненавидела и называла его не иначе как через букву "р", за то что он уничтожил её любимого мужа, честного человека, инженера по специальности, но из дворян, что прощалось очень немногим. Сталин разбил семью любящих людей, лишил дочь отца. Превратил осиротевших людей в членов семьи врага народа.

На обратной стороне надпись: "Полюбуйся на дочку. Июнь 1932. Это Лёля. День рожденья. 2 года. Наверное фотография была послана по почте, а потом вернулась.            Это ещё был не 37-й год.
На обратной стороне надпись: "Полюбуйся на дочку. Июнь 1932. Это Лёля. День рожденья. 2 года. Наверное фотография была послана по почте, а потом вернулась. Это ещё был не 37-й год.

Дядя Миша написал им письмо, чтобы они отказались от него - ему уже не поможешь, а они могут быть ограничены в правах, а то и сосланы. Такие как он должны были быть уничтожены как класс, поскольку "по мере продвижения к коммунизму бывшие эксплуататорские классы оказывают всё более яростное сопротивление". Какое ещё сопротивление? Люди уже жили как люди и хотели жить. По-моему Сталин ставил себе задачу продвинуть мировую революцию "от тайги до Британских морей" а "Красной Армии", которая на этой территории "всех сильней" должен быть обеспечен надёжный тыл.

Попов Михаил Александрович. Форма железнодорожника. Старший начсостав (но не высший) Один шестиугольник из четырёх возможных говорит. что не такой уж высокий начальник.
Попов Михаил Александрович. Форма железнодорожника. Старший начсостав (но не высший) Один шестиугольник из четырёх возможных говорит. что не такой уж высокий начальник.

Спустя некоторое время Сталин оказался в мавзолее рядом с Лениным и мы уже шли к очередным великим победам коммунизма под знаменем Ленина-Сталина и под водительством Партии. Пришлось вынуть портрет Сталина из-под дивана и повесить на прежнее место.
В школу к нам пришло письмо от мальчика - немца, из ГДР конечно, нашего возраста. Он мечтал по окончании школы, то ли 9-и то ли 11 классов- работать продавцом промтоваров. Нас это удивляло. Мы настраивались после 10-и классов школы на высшее образование.
А школьная жизнь шла своим путём. Я занимался в кружке спортивной гимнастики, который вел учитель физкультуры Анатолий Рихардович. Он

Участники парада. Я стою крайний справа
Участники парада. Я стою крайний справа

же пристроил меня на парад ко дню физкультурника на стадионе "Динамо", соблазнив тем, что буду в лагере с бесплатным питанием и выдадут спортивную форму. Насовсем. Был у нас и авиамодельный кружок, который вел парень от дома пионеров. У нас почему-то долго не было пионервожатой. Но он ушёл не кончив дела и надо же было толком показать как гнуть бамбук на огне, а не задавать на дом, где огонь только от керосинки. Самолёт мой так и не полетел. Как-то ещё с одним парнем мы пошли вожатого провожать. Конечно обо всём его расспрашивали: это же интересно от старшего узнать ответы на все вопросы. И по ходу разговора он сказал: "За каждым человеком есть негласный лимит". Надо понимать контроль с ограничением. - За всеми? и за нами тоже? - Мы усомнились, не поверили. По тем временам не было соответствующих технологий, а теперь, когда записывают и 3 года хранят все телефонные разговоры, а плату в метро берут опознав вашу личность и контролируют ваши доходы и расходы по банковской карте - это уже становится реальностью.
А вот на спортивный парад я попал. Жили мы на Филях, в школе. Один парень сбежал в первый же день. Все говорили: "Вот дурак". В классах стояли кровати. Обедали мы на фабрике- кухне. Завтракали на тамошнем стадионе - нам давали стеклянную бутылку кефира или ацидофилина на двоих и по булочке. Ацидофилин был не такой как сейчас, неотличимый от кефира, а тягучий. В обед наша небольшая компания из 3-х -4-х человек старалась сесть за стол рядом с раздачей, чтобы выпросить добавку какао. Среди нас был парень по фамилии Тищенко, которого мы звали просто - Тища. Он был постарше нас и покрепче, но очень добродушный и не обидчивый. Мы ему часто декламировали стихотворение:
На кладбИще ветер свищет
Сорок градусов мороз
На кладбИще Тища дрищет
Прохватил его понос
Тищенко никому из нас даже не дал по шее, хотя мог бы легко. Он только говорил в таких случаях: "Я Тищенко, а не Тища", хотя и отзывался на Тищу. Генеральные репетиции (две) проходили на стадионе "Динамо". Наше выступление прошло удачно. Народ заопладировал, когда мы легли на живот и стали болтать ногами в такт музыке. Нам помимо шапочки для плавания, майки, плавок выдали в последний день: значок, лыжный костюм, а также трусы такого большого размера, что пацаны залезали в них по два человека и маршировали по коридору.
А теперь представьте себе тихий тёплый московский вечер. Окно открыто. Из дома 13 слышна тихая музыка : "Утомлённое солнце, тихо морем прощалось...". Иду туда. Под тополем стоит на стуле патефон. Гена крутит ручку. Танцуют взрослые. Хозяева, соседи, их гости. Гене доверили крутить ручку патефона, видимо это патефон его семьи. Становлюсь рядом и надеюсь, что мне тоже достанется честь покрутить ручку, когда Гена куда нибудь отвлечётся.
После спортивного лагеря я поехал с тётей Надей и Валечкой в Крым.