В.С.Соколов, Е.В.Гильбо
Введение
Данный документ содержит краткий анализ представленного Правительством России проекта федерального бюджета на 1995 год, политики Правительства в области денежного обращения и налоговой системы, а также предлагаемый нами альтернативный проект государственного бюджета, налоговой и финансовой политики на 1995 год.
Предлагаемый нами проект предусматривает фундаментальное изменение стратегической направленности общей экономической политики - от ориентации на ликвидацию научно-промышленного потенциала России к ориентации на строительство нового индустриального и постиндустриального потенциала засчет мощных государственных инвестиций в инфраструктуру и создания благоприятных условий для бизнеса. В рамках такого подхода проект бюджета на 1995 год оказывается лишь первым звеном более широкого проекта финансовой и промышленной политики до 200 года. В связи с этим приводятся проекты федеральных бюджетов также и на 1996-2000 годы.
Таким образом, содержащиеся здесь материалы являются частью интегрального проекта государственной финансовой, инновационной, инвестиционной и социальной политики на срок до 2000 года.
Эта политика ориентирована на государственную поддержку формирования рынка и рыночных механизмов засчет освоения хозяйствующими субъектами сконцентрированных в руках государства и ассигнуемых им финансовых ресурсов с постепенным сокращением в течение шести лет роли государства в этом процессе по мере становления мощи отечественного капитала.
Целями данной политики являются:
- создание в России хорошей конъюнктуры для всех видов деятельности,
- создание в России качественно нового научно промышленного потенциала,
- превышение по основным количественно показателям (ВВП, уровень жизни, производство, инвестиции) к 1997-1998 году уровня 1985го, при качественно новой структуре и высокой скорости и потенции дальнейшего развития.
Поставленные цели требуют:
- изыскания достаточных источников финансирования, прежде всего бюджетных,
- создания механизмов освоения ассигнований в строительство нового индустриального и постиндустриального потенциала,
- создания в обществе ориентированной на созидание атмосферы.
Эти задачи могут быть в значительной степени разрешены посредством финансовых рычагов управления ситуацией. Каким образом это может быть достигнуто, мы постарались показать в данном документе.
Предложения по работе с документом
В данном документе рассмотрены источники финансирования и основные направления ассигнований, а также механизмы освоения этих ассигнований министерствами, ведомствами, субъектами Федерации и негосударственными хозяйствующими субъектами.
Макроэкономические модели и экспертные оценки, лежащие в основе проекта, позволяют с высокой точностью наметить общие контуры параметров доходной и расходной части бюджета. В то же время авторы данного документа считают, что детальная регламентация расходования средств не может быть сформирована из общих соображений, как это делалось при составлении федерального бюджета в последние годы.
В связи с этим для разработки окончательного варианта бюджета на 1995 год и перспективного бюджета необходимы конкретные заявки от министерств, ведомств и субъектов Федерации на освоение ассигнований в рамках предусмотренных пропорции. Это могут быть:
- планы освоения ассигнований в капитальном, жилищном и гражданском строительстве в рамках общей стратегии целенаправленной структурной перестройки экономики,
- проекты государственных инновационных и инвестиционных программ,
- проекты региональных инвестиционных программ,
- проекты государственных научно-технических программ и иных механизмов финансирования фундаментальных исследований и прикладных НИОКР,
- проекты региональных и ведомственных социальных программ,
- проекты государственных программ развития новых видов транспорта, систем связи,
- экологические проекты,
- перспективные запросы на дотирование бюджетов субъектов федерации до 2000 года, в рамках прогнозов развития региона в новых условиях,
- программы решения социальных и урбанистических проблем крупных и малых городов России,
- программы развития городских коммуникаций,
- региональные программы дорожного строительства,
- предложения по новым механизмам освоения ассигнований и финансирования в целом,
- иные предложения по освоению ассигнований.
К данным предложениям не предъявляется требование детальной проработанности. Они должны содержать только краткое описание существа проекта, суммы, порядок и сроки финансирования и необходимый для экспертной оценки реалистичности проекта материал.
Предлагаем всем адресатам, которым направляем данный документ, направлять свои заявки и программы финансирования по следующим адресам:
1. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Комитет по экономической политике, с грифом: "Альтернативный бюджет: предложения."
2. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Комитет по Бюджету, с грифом: "Альтернативный бюджет: предложения."
Часть 1: Критический обзор кредитно-денежной политики Правительства и проекта Федерального бюджета на 1995 год.
1. Фундаментальные недостатки кредитно-денежной политики Правительства.
1. В 1994 году, как и в предыдущие два года Правительство России придерживалось политики "Жесткой экономии". Декларируемым обоснованием этой политики является утверждение о том, что именно избыток денежной массы является причиной инфляции, что суть процесса инфляции в России - в стремлении к уравновешиванию денежной и товарной массы через рост уровня цен.
Следует сразу оговориться, что это утверждение не выдерживает критики, хотя и кажется теоретически безупречным. В 1992 году цены выросли в 32 раза, а денежная масса - в 7,8 раза. В 1993 году - цены в 9,4 раза, а денежная масса - в 4,5 раза (правда, наличная - в 8,2 раза). Утверждается, что возникающее расхождение компенсируется ростом скорости обращения денег. Однако, прецедентов роста скорости денег в разы не существует. Обычно она растет не более чем на десятки процентов и то в условиях экономического подъема.
2. В действительности источником инфляции в России является не рост денежной массы (монетарный фактор), а так называемые немонетарные факторы. К ним относятся неравновесная структура издержек производства и административное повышение цен на топливо.
К примеру в 1992 году цены на топливо были повышены в целом в несколько приемов в 30 раз. С некоторым запаздыванием структура цен догоняла уровень цен на топливо, восстанавливая равновесие. То же самое произошло в 1993 году. В 1994 году именно отказ Правительства от резких движений в области цен на топливо способствует серьезному снижению инфляции.
Как показали еще в 1992 году исследования Ю.В.Ярмагаева, цены на сельхозпродукцию повторяют рост цен на топливо с временным лагом ровно в 4 месяца. Эта закономерность действует до сего дня. Учитывая, что продовольствие сегодня является основой потребительского рынка, именно этот фактор оказывается определяющим для уровня инфляции.
3. Таким образом, пытаясь бороться с инфляцией путем "жесткой экономии" Правительство не воздействовало на уровень цен как таковых. Эмитируемая денежная масса оказалась недостаточной для обслуживания нового более высокого уровня цен.
Это привело к возникновению дополнительных кругов денежного обращения. Нехватка денег в обращении компенсировалась расширением обращения иностранной валюты (на конец 1992 года - 7-8 млрд. долларов, на конец 1993 - 35-40 млрд, на сегодняшний день - порядка 100 млрд. долл) а также расширением эмиссии долговых обязательств предприятий, то есть неплатежей.
4. Прежде всего такое положение ударило по оборотным средствам предприятий. Декларируемая Гайдаром цель "ликвидировать навес оборотных средств предприятий" была выполнена и перевыполнена еще в 1992 году. На сегодня объем легальных оборотных средств предприятий сократился до минимума.
Именно нехватка оборотных средств и лежит в основе разрыва народнохозяйственных связей в гораздо большей степени, чем бюрократическо-политические причины. Невозможность оплаты заказанной продукции приводит к ослаблению кооперации.
Нехватка оборотных средств лежит и в основе падения объемов производства. Производство падает до уровня, который могут обслуживать столь ограниченные оборотные средства.
5. Таким образом, в результате политики жесткой экономии идет резкое сокращение доли легального денежного обращения и резкий рост доли нелегального. Этот процесс стимулируется так же совершенно несообразным размером налогов, которые обуславливают уход большей части денежного обращения в теневую сферу.
Результатом резкого сокращения доли легального денежного обращения является кризис бюджетных доходов, охвативший нашу бюджетную систему с 1993 года. В 1993 году дефицит бюджета России достиг 49%. Ситуация 1994 года несравненно хуже.
За первые 9 месяцев 1994 года по данным минфина собрано 39,7% налогов. В то же время эту цифру следует считать серьезно завышенной в силу включения в нее не только изъятых в бюджет, но и в ряде случаев только начисленных налогов..
Поскольку положение не может радикально измениться, можно прогнозировать на 1994 год реальный дефицит бюджета в 65-70%. Таким образом, Правительство предполагает, что только 1/3 планировавшихся расходов бюджета покрывается сегодня доходами. Результатом является дальнейшее сокращение расходов бюджета и неизбежность дополнительной эмиссии.
6. Особенно сильно такое положение ударяет по регионам, которые как и центр не могут финансировать свой бюджет за счет собранных налогов, но при этом не имеют возможности его эмиссионного покрытия. Им приходится жестко урезать расходы и выбивать всеми силами дотации из Центра.
В то же время Центр не может и не желает обеспечить достаточный объем дотаций. Наоборот, на регионы вешаются долги Правительства, как к примеру в случае с повышением пенсий в 1,4 раза, зарплат и т.п..
7. На первый взгляд, все эти негативные последствия явно неадекватной финансовой политики можно отнести за счет непрофессионализма Правительства. Однако, возможно другое объяснение, заключающееся в том, что в рамках этой политики реализованы те цели, которые ставились, но не декларировались.
В частности, практическая ликвидация системы массового производства явно лежит в русле общей стратегии реформаторов, поскольку она изначально рассматривалась как неэффективная и нереформируемая. "Расчистка поля" для иностранного капитала при помощи тактики "выжженной земли" на основе финансовых рычагов управления выгодна и стоящим за реформаторами силам.
8. Бюджет 1994 года явно выдержан в русле общей стратегии Правительства. Вне зависимости от того, результатом ошибки или сознательной установки явилась политика "жесткой экономии", следует констатировать, что она привела к побочным следствиям в виде резкого усиления доли нелегального обращения денег.
Бюджет во всех странах является основой легального обращения денежной массы и главным источником ее легализации. Резкое сокращение значения бюджета в денежном обращении прямо приводит к утере государственного контроля за процессом денежного обращения и финансовой системой в целом. Сегодня государство способно контролировать не более 1/4 реального денежного обращения. И эта ситуация продолжает усугубляться.
9. Такое положение позволяет утверждать, что в России сегодня отсутствует собственно экономический кризис. Причиной негативных явлений в экономике является жесткий финансовый кризис, вызванный кредитно-денежной политикой Правительства.
Здесь имеет смысл провести параллель с "великой депрессией" 30х годов в США. Большинство западных экономистов сходится сегодня на том, что он был спровоцирован и усугублен ошибочной политикой Федеральной резервной системы, имевшей установку на сокращение денежной массы, которое и повлекло "схлопывание" производства.
Можно утверждать, что если не Гайдар с Чубайсом, то хотя бы реальный "архитектор" Российских реформ Джеффри Сакс хорошо знаком с этой концепцией. Таким образом, повторение в еще более жесткой форме той же политики на Российской почве можно рассматривать как сознательную стратегию, нацеленную на ликвидацию российского научно-промышленного потенциала.
10. В то же время в 1994 году финансовая политика Правительства привела к неожиданным для него самого побочным результатам. Прежде всего, Правительству удалось перевести инфляцию в нетрадиционные формы.
Это связано с двумя факторами. Во-первых, с самого начала была взята установка на фальсификацию отчетности. Была изменена методика исчисления инфляции в сторону явного ее занижения.
Эта фальсификация имела положительные психологические последствия. Мизерные официальные цифры и еще меньшие прогнозы инфляции оказывают на предпринимателей давление в силу сохраняющегося относительного доверия к данным Госкомстата. Еще большее давление оказывают они на потребителей продукции. Эта ситуация ститмулировала продавцов снижать розничные цены относительно мелкооптовых и мелкооптовые относительно оптовых, уменьшая таким образом торговую наценку.
Вторым фактором, поддерживающим это давление, была реальная нехватка денег на рынке. В результате торговля вынуждена была принять на себя основной удар, что обеспечило значительно более медленный рост потребительских цен по сравнению с реальной инфляцией издержек, которая сохраняла почти вдвое более быстрые темпы. Такая ситуация привела к небывалому снижению рентабельности в торговле, сокращению реального объема ее оборотных средств и банкротству ряда торговых предприятий.
11. Плохая конъюнктура в торговле и резкое снижение ее оборотных средств привели к падению спроса на продукцию предприятий. Это вынуждает их продавать продукцию по цене ниже реальной себестоимости и продолжать сокращение производства потребительской продукции.
Стабильность на потребительском рынке в условиях роста потребительских цен, меньшем, чем реальная инфляции в структуре издержек, поддерживается за счет разорения производителей и торговых предприятий и поддержания стабильных цен на импортные товары посредством управления курсом доллара.
12. Ресурсы дальнейшего проведения такой политики близки к своему исчерпанию. В связи с этим декларации Черномырдина о ее "ужесточении" в 1995 году нереальны в силу грядущего срыва экономических рычагов управления и тектонического сдвига пластов ситуации в целом.
2. Неисполнимость проекта Федерального бюджета на 1995 год.
Бюджет 1995 года сформирован Правительством на основе прогноза, представленного министерством экономики, из которого следует, что рост цен за весь 1995 год составит всего 30%, дефлятор ВВП составит 1,67, его объем - 925 трлн. рублей, продукция промышленности - 450 триллионов рублей.
В то же время очевидно, что выбранные сценарные условия повторяют условия 1994 года в еще более жесткой форме. В 1994 году при этом сценарии развития планировался объем ВВП, равный 745 трлн. рублей, а реальное исполнение не превысит 580 трлн. Объем промышленного производства прогнозировался в 480 трлн. рублей, а реальный оказался меньше 300 трлн. Соответственно и доходы бюджета 1994 года оказались в три раза меньше запланированных, а дефицит в несколько раз больше, несмотря на гигантские объемы недофинансирования бюджетных сфер. Правительству удалось удержать в соответствии с планом лишь формальные показатели инфляции, и то ценой косвенной и прямой фальсификации и уничтожения торговой конъюнктуры, как мы обсуждали выше.
Понятно, что в 1995 году чуда произойти не может, и прогноз Правительства не станет более адекватным, чем в предыдущие 3 года. Очевидно, политика жесткой экономии приведет к окончательному уничтожению научно-промышленного потенциала России уже в первом полугодии 1995 года.
В связи с этим, при выбранных Правительством коэффициентах инфляции и дефляторе ВВП можно прогнозировать объем ВВП не более 730 трлн. рублей, объем промышленного производства - не более 350 трлн. рублей, объем инвестиций - не более 140 трлн. рублей, объем товарооборота - не более 290 трлн. рублей.
Это означает неисполнимость бюджета даже в тех пропорциях, которые заложены в проекте Правительства. Реальные доходы будут исполнены в объемах, в три-три с половиной раза меньше запланированных. В связи с этим с бюджетным финансированием будет покончено как с явлением уже к середине 1995 года. Останутся только рудиментарные объемы финансирования - прежде всего финансирование бюрократического и репрессивного аппарата. К концу года не будет хватать средств и на финансирование этих статей.
Такой прогноз не должен удивлять никого, кто наблюдал за развитием ситуации в 1994 году. У же сегодня бюджетное финнасирование носит характер, близкий к рудиментарному.
Практический распад федеральной бюджетной системы приведет к ликвидации легального круга денежного обращения в России и окончательно выведет денежное обращение из-под влияния государства. Таким образом, исчезнет важнейший рычаг, обеспечивающий единство Российской Федерации.
Такой результат финансовой политики Правительства может являться как сознательной целью данной политики, так и следствием его абсолютной неспособности предвидеть результаты своей деятельности.
3. Фундаментальные недостатки проекта Федерального бюджета на 1995 год.
Отвлекшись от неисполнимости бюджета в целом, рассмотрим заложенные в нем тенденции так, как если бы у Правительства была абсолютная возможность его исполнить.
Итак, чего добивается Правительство в этом случае?
Прежде всего, нынешний кабинет планирует сохранить НДС и Налог на прибыль - наиболее сильно угнетающие конъюнктуру налоги. В то же время предлагается на нынешнем несоизмеримо низком уровне оставить импортные пошлины и таким образом продолжать создавать для импортеров благоприятные условия на национальном рынке по сравнению с отечественными производителями. Предполагается в 17 раз в реальном исчислении сократить доходы государства от централизованного экспорта.
В 1995 году предполагается втрое в реальном исчислении сократить поступления от акцизов, прежде всего за счет льгот Газпрому. Доходы от приватизации за год не должны превысить и 1,2 триллиона рублей. Единственным положительным с точки зрения регулирования фактором можно признать введение продажи лицензий на торговлю спиртным, пока еще весьма дешевых.
В то же время федеральное финансирование бюджетных сфер сокращается небывало резко. В целом при дефляторе 1,67 расходы государства вырастают лишь в 1,06 раза, то есть в реальном исчислении сокращаются почти в 1,6 раза. Постатейно это сокращение показано нами в соответствующей таблице (см).
Предложенная Правительством на 1995 год бюджетная классификация (рубрикатор) принципиально не предусматривает категории федеральных инвестиций, за исключением мизерного инвестирования в строительство. Она также не предусматривает отдельной главы по взаимодействию с субъектами Федерации. Мизерные ассигнования на содействие им отнесены в "прочие расходы".
Экономия идет практически на всем, включая жизненно важные сферы. Сокращаются даже расходы на содержание госаппарата и загранпредставительств - в полтора раза в сравнении с планом 1994 года.
В полтора раза сокращаются расходы на содержание вооруженных сил и закупку вооружений. Учитывая недостаточность финансирования этих сфер уже в 1994 году такое финансирование означает окончательное разрушение обороноспособности страны. Это означает дальнейший фундаментальный геостратегический откат позиций России в целом.
Предусмотренная экономия на военной программе Минатома чревата грандиозными экологическими катастрофами масштаба Чернобыля. Закладывая это в бюджет нынешний кабинет рассчитывает, очевидно, что расхлебывать последствия катастроф придется уже новому правительству.
Сокращение расходов, хотя и в меньших масштабах, идет даже на силовые структуры, являющиеся главной опорой режима.Особенно серьезно неедофинансируется пенитенциарная система (места заключения), условия содержания в которых и ранее не соответствовали мировым стандартам, а с 1995 года перейдут во взрывоопасную стадию. Рост числа бунтов, особенно голодных, в местах заключения будет важным фактором дестабилизации.
Особенно сильно сокращается финансирование органов контрразведки, несущих сегодня основную тяжесть борьбы с организованной преступностью. Вместе с сокращением расходов на прокуратуру и судебную систему состояние данных статей обнажает реальную направленность политики Правительства в отношении организованной преступности.
Финансирование науки также резко сокращается. Учитывая и так невозможно низкий объем закрат и сокращение тематики исследований в 1994 году, дальнейшее сокращение может привести только к окончательной ликвидации оставшегося в наследство от "времен застоя" научного потенциала.
Предусмотренное сокращение вдвое дотаций угольной отрасли означает ликвидацию до 60% предприятий. В то же время сама ликвидация потребует гигантских ассигнований, в бюджете не предусмотренных. Правительство не желает видеть, что угольная отрасль традиционно дотируется во всех развитых странах.
Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы сокращаются более чем вдвое. Правительство ориентируется на экономию прежде всего на перспективных ассигнованиях.
Госинвестиции в строительство сокращаются в 1995 году тоже более чем вдвое по сравнению с 1994 годом. Учитывая недогруженность основных мощностей уже в 1992-94 годах, можно прогнозировать окончательную деградацию строительной индустрии.
Почти втрое сокращаются дотации селу, вдвое - фермерству. Оставляя сельское хозяйство без дотаций вопреки всему мировому опыту, Правительство по сути обрекает его на гибель, а Россию в целом - на полную зависимость от импорта продовольствия, в которой уже сегодня находятся Москва, Санкт-Петербург и Дальний Восток.
В бюджете не предусматриваются аасигнования в заготовки и хранение сельхозпродукции. Устраняясь от отвественности за снабжение городов продовольствием Правительство по сути превращает их в зону неустойчивого продовольственного снабжения и вплотную подводит к изжитой с конца 30х годов угрозе голода. Правда, ситуация может быть скомпенсирована деятельностью региональных и муниципальных властей. Однако, их ресурсы несравненно меньше.
Резко сокращаются и так мизерные расходы на экологические мероприятия. В целом расходы только на охрану окружающей среды вчетверо меньше настоятельно потребных на эти цели.
Полностью снимаются ассигнования железнодорожному транспорту, что приведет к еще большему росту цен на перевозки.
Идет экономия на расходах в рамках постановлений по ликвидации постановлений Чернобыльской катастрофы и других. В бюджете заложен отказ Правительства от выполнения своих собственных постановлений.
Финансирование высшего образования сокращается таким образом, что существование системы бесплатного образования становится, наконец, невозможным. Таким образом, Правительство доводит до логического конца политику отсечения творческого ресурса нации от системы образования и перетока его в сферу услуг, политику превращения системы образования в предмет роскоши для детей богатого класса. Как показывает опыт, такая ориентация системы высшего образования приводит к резкому отставанию научного потенциала и в развитых странах не существует.
Сохраняется ориентация на финансирование по остаточному принципу культуры и искусства. Средства массовой информации, вынужденные уже с 4го квартала 1994 года сокращать объемы вещания, получают в 1995 году еще меньшее финансирование.
Сокращение в 1,5 раза расходов на находящиеся в ведении Федерации объекты здравоохранения означает окончательный отказ от системы бесплатного здравоохранения. Такое же сокращение расходов на санитарно-эпидемиологическую службу означает распространение эпидемии холеры уже не 6%, а на примерно 35% территории страны, развитие иных эпидемий. Явно не будут положительными и последствия экономии на социальных расходах.
После долгих колебаний Правительство заложило в бюджет отказ от погашения в 1995 году внешнего долга. Следующий за этим решением подрыв российского кредита можно, впрочем, считать положительным явлением, так как у будущих реформаторов не будет надежд на решение текущих проблем за счет роста долгов по получаемым на возмутительных условиях кредитам, которые придется отдавать следующему поколению.
Резко сокращаются ассигнования и на содействие субъектам Федерации и местным общинам. Сокращение субвенций Москве на выполнение столичных функций приведет к углублению фундаментального кризиса этого города, задыхающегося в пробках, перебоях в движении поездов метро, недостаточности общественного транспорта, недостаточности коммуникаций в целом.
В полтора раза планируется сократить расходы на содержание объектов социальной сферы, переданных в ведение субъектов Федерации.
Почти в три раза сокращается реальное финансирование Северных районов. Учитывая провал кампании завоза продовольствия на Север в 1994 году, можно предположить, что данные средства выделяются только на похороны и ликвидацию последствий массового вымирания зимой 1994/95 годов.
Таким образом, даже исходя из предположения что макроэкономический прогноз Правительства полностью совпадет с реальностью и бюджет будет им в точности исполнен, можно утверждать, что его исполнение приведет:
- к дальнейшему углублению кризиса в промышленности и строительстве,
- к ликвидации системы сельхозпроизводства и заготовок,
- к сильнейшей социальной напряженности,
- к сокращению объемов вещания электронных средств массовой информации при необходимости увеличения объема рекламы,
- к коллапсу учреждений культуры,
- к экологическим катастрофам,
- к снижению реального уровня оплаты труда работников бюджетных сфер в 1,5 раза.
Все эти последствия будут усугублены реальной неисполнимостью бюджета, разрушением легальной системы денежного обращения, началом процесса распада Федерации.