Найти тему
Банки.ру

Что будет с вкладами и ценами. 10 тезисов Центробанка

Фото: Сергей Коньков/ТАСС
Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина дважды в месяц в прямом эфире рассказывает народу, как мы будем жить дальше. Разберем коротко главное.

1. Про доллар. Плохие новости для тех, кто копил в долларах и не продал по 80 - такие цены в ближайшее время могут и не повториться. ЦБ укрепляет рубль, продавая валюту из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Чтобы банк банков не переусердствовал, власти разработали бюджетное правило: если нефть дешевле 42,4 доллара (так называемая цена отсечения) — продаем валюту из ФНБ и отдаем Минфину в бюджет. Если дороже — покупаем валюту для ФНБ. Нефть достигла цены отсечения, но ЦБ продавать доллары не перестанет. Теперь Минфин хочет еще и компенсировать потери от ограничений по добычи нефти, которые мы на себя наложили по сделке с ОПЕК+. Фактически это значит, что цена отсечения теперь равняется 50 долларов за баррель, вычислили аналитики “Ренессанс капитала”. То есть валюты на рынке в ближайшее время будет много. Покупай — не хочу.

2. Откуда ждать опасности. Главный источник — кредиты, которые банки навыдавали к настоящему моменту. На них приходится 70% активов банков. Доходы людей падают, бизнес тоже чувствует себя не очень уверенно. Если физики и юрики перестанут платить по долгам, у банков будут проблемы. Правда, Эльвира Сахипхадовна уверяет, что резервов у банков достаточно, чтобы все компенсировать. Но сама же напоминает, что разрешила банкам не создавать дополнительные резервы по кредитам, которые банки реструктурировали, начиная с марта. В общем, пока все под контролем, но если ситуация затянется, может тряхнуть.

3. Про ипотеку. Власти собираются снизить размер первоначального взноса по льготной ипотеке с 20% до 15%. Решение опять решение не в пользу улучшения надежности банковской клиентуры. Размер взноса — показатель надежности заемщика. Чем больше смог насобирать на квартиру, тем больше вероятность, что отдашь кредит. Но ЦБ опирается на статистику и угроз от снижения первоначального взноса на четверть не видит. Вкладчик, дескать, может спать спокойно.

4. Про прибыль. Хорошая новость для вкладчиков и плохая для акционеров. В 2019-м банки заработали хорошую прибыль и еще три месяца назад акционеры потирали руки в ожидании щедрых дивидендов — части прибыли сообразно доли акций. Но ЦБ настойчиво рекомендовал запасти эти деньги на всякий пожарный случай (см. п. 2). И банки последовали совету — либо отказались от выплат акционерам, либо отложили решение вопроса до осени. Если акции банка не торгуются на бирже, это особо не важно, а если торгуются — рядовой инвестор в минусе.

5. Про цены. Они не растут. Это вообще-то не очень хорошо для экономики. Это значит, что люди мало покупают — денег нет.

6. Про ожидания. Не растут не только цены: люди все меньше боятся инфляции в будущем. Это хорошая новость: например, банки смелее снижают ставки по длинным кредитам — той же ипотеке. Только вот для кого? Чтобы взять кредит, нужно быть уверенным, что отдашь. А если денег нет (см. п. 5)?

7. Про ставку. Будет ли падать ставка, ЦБ никогда не скажет в открытую. Но судя по осторожным намекам Эльвиры Сахипзадовны, пространство для снижения есть и скорее всего в этом году одно точно будет.

8. Власти всерьез собираются делать еще одно банковское IPO - продавать на бирже акции печально известного «Открытия». Хотели осенью 2021-го, но теперь отложили до весны 2022-го. Вообще чем больше компаний на бирже, тем лучше. Ну а кому не нравится, может не покупать.

9. Ставки по валютным вкладам останутся мизерными. Еще одна плохая новость для любителей копить в валюте. ЦБ крайне доволен, что лишил граждан валютной доходности, заставив банки сдавать ЦБ 8% от валютных вкладов. Конечно, банкам эти вклады даром не нужны. Набиуллина считает, что благодаря снижению доли валюты банки смогли относительно спокойно пережить пандемию. Возможно, она и права. Но что делать с деньгами тем, у кого они есть, становится все менее понятно.

10. Закон о квалифицированных инвесторах все ближе. Плохая новость для тех, кто занимается инвестициями. Власти конечно заботятся о нашей безопасности. Ведь мы сами не разберемся, во что инвестировать, а во что не стоит. Можно подумать, российские компании более безопасны для нас, чем Apple и Facebook. Как по мне, так больше смахивает на очередную борьбу с долларом в карманах наших сограждан. Ну а удушающая забота о безопасности — любимое прикрытие любых начинаний.

Владислав Коваленко