Относительно недавно появился новый спорт - парапланеризм, давший человеку возможность парить под облаками, словно птица, без использования моторов и громозкого оборудования, всего лишь при помощи куска материи с мотком верёвочек-строп. И очень быстро он стал приобретать популярность не только среди спортсменов, но и среди обычных людей, пожелавших прикоснуться к небу. Доступно это стало с помощью специальных парапланов-тандемов, где у руля находится опытный пилот, а гостю остается лишь расслабиться в удобном кресле-подвеске, и глазеть на пейзажи с высоты птичьего полёта.
В этой статье я, как пилот-инструктор с многолетним стажем, расскажу, что сделать для того, чтобы получить незабываемые впечатления от первого полёта.
1. Выбор места.
Летать можно на равнине, при помощи мотора или буксировочного комплекса, или в горах. Каждый способ имеет свои плюсы и минусы.
Моторный полёт я оставлю за рамками данного текста, сфокусировавшись на безмоторных полётах, где тебя не будет напрягать рёв двигателя, а ветер будет петь свои песни в стропах.
Полёт в горах, на мой взгляд, самый красивый и волшебный вид полётов. Тот момент, когда ты стоишь на земле, окруженный величественными горами, и вдруг они уже у тебя под ногами, маленькие и как будто игрушечные, сложно сравнить с чем-то ещё, кроме магии. Его минусом будет только один: надо быть в горах и там, где есть тандем-пилоты.
Полёт на равнине более доступен городским жителям: думаю, не ошибусь, сказав, что в окрестностях каждого мегаполиса нашей страны есть минимум одно место, где можно покататься на параплане. Обычно это большое ровное поле, на одной стороне которого оборудована стартовая площадка, а на другой стоит буксировочный комплекс. Этот комплекс при помощи длинного троса затягивает параплан на высоту до 400 (иногда выше) метров, после чего пилот отцепляет трос, и полёт продолжается в свободном режиме. Из плюсов - бОльшая доступность: можно на выходных сгонять полетать, а в ожидании полёта пожарить шашлычок, например. Из минусов, на мой взгляд, не такая красота, как в горах. Хотя, сам момент полёта для первого раза будет уже волшебством, и оставит незабываемые впечатления на много времени.
2. Выбор пилота.
Представим, что ты приехал на место проведения полётов. Что дальше?
Обычно есть очередь, а в пользующихся популярностью местах у организаторов полётов есть возможность заранее записаться и приехать к назначенному времени, чтобы не ждать.
Если есть время, понаблюдай за теми, кто катает людей. Даже не будучи профессионалом, можно увидеть, кто летает лучше, а у кого опыта поменьше. Советую обращать внимание на момент взлёта и посадки: если пилот взлетает, как птица, после нескольких метров разбега, а приземляется мягко и на небольшой, относительно земли, скорости, то такой пилот достаточно опытен, и доверить ему быть твоим гидом в небе - хороший выбор.
Если же пилот взлетает не с первого раза, или приземляется жестко и на большой скорости, то вероятнее всего, опыта у него не так много. Конечно, всегда есть нюансы: например, если пассажир на старте не побежит, как ему расскажут во время инструктажа, а сразу усядется в подвеску, то взлететь не получится, и придется делать рестарт. И чем тише ветер, тем выше будет скорость посадки относительно земли. Но опытный пилот даже в штиль приземлится мягко и аккуратно.
Ещё во время старта могут помогать взлететь ребята-выпускающие, которые будут разгонять пилота с пассажиром до тех пор, пока не произойдет взлет. Если выпускающие есть, а ты боишься что-то сделать неправильно, то лучше отдать предпочтение такой команде: они будут ругаться, когда ты подожмешь под себя ноги, но вынесут тебя в небо буквально на своих руках.
Так же, стоит отдавать предпочтение тем, с кем ты можешь говорить на одном языке. Желательно, во избежание недопониманий, на своём родном. Это важно: перед взлётом пилот проводит инструктаж на тему того, что делать на старте, как вести себя в воздухе, и как обезопасить себя на приземлении. Да и во время полёта, когда первый восторг и испуг уступит место спокойстию и любопытству, у тебя появится очень много вопросов относительно происходящего. И пилот, говорящий с тобой на одном языке, с удовольствием тебе ответит на них, и про всё расскажет. Если повезёт - приправит полёт байками из своей лётной жизни.
Так же, стоит обратить внимание на снаряжение плотов: лучше летать на новых парапланах. Старые обычно выглядят блёкло, хуже стартуют, хуже парят. Если крыло тусклое, пыльное, всё в заплатках, а стропы перемотаны там-сям изолетной или связаны узелками - беги от такого пилота, как от огня: вероятность того, что полёт закончится не очень хорошо, достаточно высока. Стоит оговориться, что я давно не видел таких крыльев, но не исключено, что в тех местах, где этот вид отдыха только развивается, такое может быть реальностью.
3. Что зависит от тебя.
Для того, чтобы всё получилось максимально хорошо, есть несколько советов, которым тебе стоит следовать во избежание конфузов.
БУДЬ ТРЕЗВЫМ!
Очень часто, особенно в курортных местах, люди решаются на полёт, в пьяном кураже: а слабо тебе на параплане полетать? Или, решив полетать на трезвую голову, но испытывая страх, прибухивают перед полётом. Результатом таких действий может оказаться испорченное настроение и себе, и пилоту: в воздухе может начать тошнить, от твоего перегара у пилота могут запотеть очки и заболеть голова. Да и просто испортиться настроение, в следствии чего полёт будет коротким и не таким приятным, как если бы ты был трезв. А если тебя ещё и вырвет, да содержимое твоего желудка окажется на пилоте - минус в карму тебе обеспечен. Так же, рекомендую не есть много перед полётом. В воздухе бывает турбулентно, и может внезапно укачать.
СЛЕДУЙ ИНСТРУКЦИЯМ!
Выполняй всё, что говорит пилот, в точности как он говорит, и когда он это говорит. Помни: это не просто слова, это - безопасность и тебя, и его. Твоя, причём, в первую очередь: как уберечь себя, пилот и так знает.
БЕГИ НА СТАРТЕ!
Это особенно важно в том случае, когда для взлёта не используется лебедка-буксиоровщик. Для того, чтобы взлететь, надо разбежаться. Часто бывает, что место для разбега ограничено впереди, и улететь надо как можно быстрее. Если есть встречный ветер - взлёт произойдёт быстрее, если ветра мало или штиль - разбег займёт больше времени. В любом случае, по команде пилота "побежали!", начинай бежать вперед со всех сил, чтобы перетянуть параплан. И продолжай бежать даже если перестал чувствовать землю под ногами. До тех пор, пока пилот не скажет, усаживайся поудобнее и наслаждайся полётом.
ОДЕНЬСЯ ПРАВИЛЬНО!
В первую очередь, это касается обуви. Надень хотя бы кроссовки, чтобы защитить свои ноги на взлёте и во время посадки. Категорически не годятся шлёпки, сланцы, туфли на каблуках и всякое такое. Идеальны ботинки для треккинга, военные берцы или любая другая обувь, фиксирующая голеностоп. Она поможет минимизировать шансы неприятностей в виде вывиха или растяжения, если, например, под ногу на разбеге попадется камень или кочка. Не лишним будет надеть штаны и куртку, чтобы не замерзнуть в полёте от потока набегающего воздуха или в облаках. И, конечно, стоит помнить, что в нескольких стонях метров над землёй будет холоднее, чем на старте.
ИЗДАВАЙ ЗВУКИ!
В полёте пилот находится позади пассажира, и ему не видно, что с тобой происходит, хорошо тебе и комфортно, или не очень. Меня несколько напрягают молчащие пассажиры, не выражающие никаких эмоций: может, ему не нравится? А может, ему и вовсе плохо, и он сознание потерял? Из-за спины этого не видно. Но если ты будешь задавать вопросы, комментировать происходящее, или хотя бы визжать от восторга или испуга - это знак, что ты в порядке.
СНИМАЙ С РАЗНЫХ РАКУРСОВ!
В небе у тебя, скорее всего, в руках будет селфи-палка с камерой, на которую ты запечатлишь свой полёт на память. Чтобы видео смотрелось интереснее, старайся менять ракурсы съёмки. В 99% случаев, камера обращена объективом на тебя. Помни об этом, и снимай себя слева, справа, снизу, сверху, снимай летающие рядом парапланы, окружающую местность. Помни о том, то нет ничего скучнее видео, на котором не видно ничего, кроме тебя. Только избегай хвататься за саму камеру, чтобы её повернуть, лучше разверни её вместе с селфи-палкой. А то можно ненароком сломать, и лишить пилота возможности продолжить рабочий день.
На этом я закончу свой мини-инструктаж. И, если тебе понравилось это читать, а желание прикоснуться к небу зародилось или стало сильнее, то ставь лайк. А в комментариях напиши, летал ли ты прежде, или может быть хочешь? В следующих статьях я расскажу, где можно красиво полетать в России и зарубежьи, что не стоит делать в полёте, поделюсь своими приключениями и многое многое другое. Подписывайся и следи за новостями!