8 июня Республика Карелия отметила свое 100 летие. С этим праздником губернатора поздравил во время видеосвязи президент России.
Для меня во время их разговора стало новостью, что Валаам относится к Карелии. Всегда думал, что он относится к Ленинградской области. Это отношение у меня сложилось с момента, когда узнал о дороге жизни, которая шла через Ладожское озеро. Как известно, остров Валаам находится именно на Ладожском озере.
Говорилось и о Соловках, упоминаемых в едином кластере мест развития туризма. Дело в том, что несмотря на то, что Соловки относятся к Приморскому району Архангельской области, они находятся в непосредственной близости от Карелии. Поэтому и упоминаются вместе, в едином кластере, острова Кижи, Валаам, направление на Соловки, Приладожье и беломорские петроглифы.
Упоминалось и о большом числе достижений. Но вот что я заметил, почти при всех упоминаниях достижений Карелии упоминались одновременно и федеральные программы. То есть большинство достижений Республики - это федеральные средства. Это понятно, сама Карелия находится на севере, у нее много предприятий, но они во многом ориентированы на лес и природные ископаемые. Да и туристическая отрасль в России работает далеко не в полную силу, как, скажем, в Турции или Египте. А развивать есть что, например территорию Заонежья, примыкающего к острову Кижи, ‒ это единственное место, где сохранились и были записаны в прошлом веке все древнерусские былины киевского цикла. (http://www.kremlin.ru/events/president/news/63487).
Радует существенное сокращение долга Карелии (действительно существенное). Но мне вспоминается, например, Соломенский лесозавод, бывший флагманом Карелии в лесной промышленности, но фактически ставший банкротом (невыплата купонов по облигациям и убыточность последние несколько лет).
В Карелии довольно большая безработица. Если по России она составляет около 5 процентов (ru.wikipedia.org, https://posobieguru.ru), то в Карелии она составляет 7,4 % по данным 2019, а в 2016 г. была целых 9,2 %.
Также в связи с Республикой Карелия необходимо упомянуть одну из важнейших строек прошлого века - Беломорканал. Он соединяюет Белое море с Онежским озером и имеет выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути. Транспорный путь составляет по нему 227 км. канал предоставил возможность связать Белое и Балтийское моря. Этот канал имеет кроме торгового и важное военное значение, поэтому во время Второй Мировой Войны шлюзы Беломорканала активно бомбардировались. Но его транспортная роль в последние десятилетия существенно упала. Если в пиковую нагрузку 1985-1990 гг. по нему перевозилось до 7 млн 300 тыс. тонн грузов в год, то по данным 2017 года в бассейне Беломорканала перевезено 6276,4 тыс. тонн грузов (https://ru.wikipedia.org), т.е. более чем в 1000 раз меньше!!!
Стоит говорить о развитии такого по настоящему красивого региона России, как Карелия, но необходимо и учитывать, что все идет не столь гладко, как хотелось бы. Данный регион - настоящая кладезь природных ресурсов, и имеет огромное значение как объект туризма. Кижи например, являются объектом всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, а Валаамский ставропигиальный мужской монастырь является памятник русского зодчества.
История Карелии, конечно не история одинокого воина, но 100 лет для такого региона не пропали даром, пережил он взлеты и падения, изменение территорий в результате Финской войны, потом снова финны были на ее территории. С 1941 по 1944 года в оккупации находились почти 2/3 части Карелии с населением в 85 000 человек (https://wiki-karelia.ru). 30 сентября в Карелии праздник - День освобождения Карелии от фашистских захватчиков (https://gov.karelia.ru), Сейчас, по обоюдному согласию, территориальных претензий нет. Хотя акции протеста и бывают еще в Финляндии. Тем не менее, в нашем случае, территория Карелии - это именно история совместного развития региона, как бы оно не происходило, и необходима поддержка в развитии его инфраструктуры.