Замечали ли вы, как много в Интернете мемов с орфографическими ошибками?
Преимущественно письменный характер электронного общения способствует распространению языковой игры, суть которой заключается в сознательном нарушении правил, хорошо знакомых пишущему. Такая языковая игра – это своеобразный эксперимент с установкой на творчество, причем неправильность осознается авторами мемов и допускается намеренно, а тот, кто видит в Интернете запись о том, что «мыш кродеться», понимает это – иначе общение нельзя назвать удачным.
Допуская намеренные ошибки, пользователи скрываются за некой речевой маской. Так, например, один из популярных мемов использует изображение попугая, грустно смотрящего в окно, и надпись: «это не жызнь это сувщевствование». С помощью этого приема авторы мемов добиваются иронии или самоиронии и создают комический эффект.
Легко заметить, что ошибки в таких мемах обычно похожи –использование ы после шипящих, я/ю после ч, чк/ чн с мягким знаком и другие. Стандартизированность ошибок повышает эффект узнаваемости и позволяет создавать десятки и сотни аналогичных картинок.
Связь с языком падонкафф
Появление большого количества мемов с нарочными орфографическими ошибками никак не связано с традицией жаргона падонкафф, или олбанского языка. Одной из задач языка падонкафф была заявлена «борьба за чистоту русского языка, избавление от американизмов и использования заимствованных слов», что сближает их с граммар-наци (от англ. Grammar Nazi), которые считают своей обязанностью бороться за правильность родного языка зачастую грубыми и агрессивными способами .
Постмодернистская постирония
Авторы «мыш кродеться», «кто прочитал тот здохнет» и прочих мемов подходят к ним скорее с позиций постмодернистской постиронии. Термин постирония обозначает такое состояние, когда искренность становится трудно отличить от иронии. Иногда она может использоваться и в ином значении: как переход от иронии к серьёзности, что делает постиронию схожей с концепцией «новой искренности».
Если раньше над поп-песнями из нулевых было принято смеяться, то теперь они становятся главным объектом тематических вечеринок. То же самое и с ошибками в мемах. Слом иерархии превратил то, что было постыдным, в нечто милое и смешное. И многие пользователи теперь не насмехаются над ошибками, а нарочно допускают их для создания комического эффекта.
Алла Войская
Татьяна Никиткова
Больше статей вы можете прочесть в нашем паблике Скала. С новинками художественной прозы можно ознакомиться в группе Litera Nova