Потребитель не застрахован от недостатков услуг. Некачественный монтаж потолка, безответственный автосервис или ненадлежащая косметическая процедура — каждый может оказаться в обстоятельствах, когда нужно выбирать: становиться жертвой ситуации или твердо отстаивать свои права.
Команда TAM.BY разобралась в законодательстве и предлагает простой алгоритм на случай «бедствий» — это окажется полезным даже тому, кто пока не столкнулся с проблемой.
Потребитель дрожащий или право имею?
Прежде чем перейти к сути, давайте заглянем в Закон РБ «О защите прав потребителей» (ст. 5 и 11) и вспомним, на что потребитель имеет право:
— запросить информацию о работах (услугах), а также об их изготовителях — продавцах, поставщиках, исполнителях;
— получить работу (услугу) надлежащего качества. Причем результат должен быть безопасным для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды;
— проверить качество работы (услуги) и запросить в своем присутствии демонстрацию работоспособности, правильного и безопасного использования результата работы;
— требовать возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков работы (услуги), в том числе на компенсацию морального вреда.
Также потребитель вправе свободно выбирать работу (услугу), а исполнитель должен содействовать свободному выбору.
Пример. При продаже смартфона сотрудник магазина не имеет права настаивать на приобретении дополнительной гарантии на технику под видом обязательного условия покупки — это противоречит содействию покупателю в свободном выборе товара (ст. 10).
Некачественно оказали услугу: что делать
Шаг 1. Изучите проблему. Убедитесь, что вы надлежаще исполнили свою часть договора (и отступлений с вашей стороны нет), и услуга обрела дефекты по вине мастера или организации.
Шаг 2. Соберите доказательства. Претензия не имеет смысла без доказательной базы. Поднимите документы, подтверждающие выполнение услуги в отношении вас (договор, смета). Заключения других специалистов, доказывающие наличие изъянов, тоже пригодятся.
Шаг 3. Просите устранить недостатки. Нашли упущения в работе или умышленные отступления от условий договора — не спешите в суд. Просите исполнителя безвозмездно разрешить недостатки: сроки на проведение таких работ прописываются в договоре. Если сроки не установлены, закон дает 14 дней на исправление работ.
Шаг 4. Требуйте возмещения расходов. Если вы исправили недостатки услуги своими силами или при помощи третьих лиц, не забывайте: вы еще вправе вернуть потраченную сумму за первоначальную работу, а вместе с ней — расходы по устранению недочетов. Исполнитель обязуется выполнить требование в течение 7 дней со дня предъявления.
Шаг 5. Расторгните договор. Расторгните договор и потребуйте возврата уплаченной суммы, если в установленные документом сроки недостатки выполненной услуги не устранены исполнителем. Еще вы можете претендовать на полное возмещение убытков, причиненных в связи с дефектами работы или услуги.
Шаг 6. Возмещение вреда. Если оказанная услуга нанесла вред здоровью, имуществу или наследственности, требуйте возмещения дополнительных средств. Также вернуть деньги в полном объеме можно в случае, если вам предоставили недостоверную информацию о предстоящей услуге.
Моральная компенсация осуществляется в денежной форме, характер вреда оценивается судом.
Если закончился гарантийный срок
Потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками услуги, если они обнаружены в течение гарантийного срока. Если срок не установлен, — в пределах 2-х лет со дня принятия оказанной услуги (ст. 31, п. 6).
Пример. Вы обратились к косметологу за эстетической процедурой, подписали договор на оказание услуги. Однако получили нежелательный результат, через несколько дней ваше состояние ухудшилось. В ходе разбирательств выяснилось, что специалист допустил ошибку в расчетах.
В данном случае вы можете написать претензию, т. к. услуга оказана некачественно и повлекла вред здоровью. Организация обязана возместить стоимость работы (или соразмерно уменьшить цену), а также покрыть затраты на устранение недостатков.
Если результат услуги представляет опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя, то взыскать устранение недостатков можно в течение 10 лет. Требование предъявляется независимо от того, когда обнаружены дефекты (даже по истечении гарантии). В таком случае вы должны доказать, что недостатки возникли до принятия вами результата услуги (ст. 31. п. 7).
Как повысить шансы на получение качественной услуги
Ищите специалиста или организацию через проверенные источники — советы знакомых, рекомендации постоянных клиентов и т. д. Если такой возможности нет, ориентируйтесь на честные отзывы. Как не попасться в ловушку ложных отзывов в Интернете — мы рассказывали здесь.
Перед началом работы обязательно поставьте в известность исполнителя о целях услуги. По законодательству, он будет обязан выполнить работу в виде, полностью пригодном для использования в соответствии с заявленными целями (ст. 11, п. 4).
Подписывайте договор: богатый архив с примерами работ и карусель положительных отзывов — далеко не гарантия успешного сотрудничества. Договорные отношения должны заключаться при любой услуге: будь то услуга косметолога, ремонт квартиры или бурение скважин на воду (даже если нашли бригаду через хороших знакомых).
Источник: Закон РБ «О защите прав потребителей».
Фото носят иллюстративный характер. Источник: unsplash.com.
Столкнулись с некачественно оказанной услугой и нуждаетесь в помощи юриста? В каталоге TAM.BY мы собрали проверенных специалистов вашего города.