Найти тему
Блог TAM.BY

Потребитель дрожащий или право имею: что делать, если оказали услугу некачественно

Оглавление

Потребитель не застрахован от недостатков услуг. Некачественный монтаж потолка, безответственный автосервис или ненадлежащая косметическая процедура — каждый может оказаться в обстоятельствах, когда нужно выбирать: становиться жертвой ситуации или твердо отстаивать свои права.

Команда TAM.BY разобралась в законодательстве и предлагает простой алгоритм на случай «бедствий» — это окажется полезным даже тому, кто пока не столкнулся с проблемой.

Потребитель дрожащий или право имею?

-2

Прежде чем перейти к сути, давайте заглянем в Закон РБ «О защите прав потребителей» (ст. 5 и 11) и вспомним, на что потребитель имеет право:

— запросить информацию о работах (услугах), а также об их изготовителях — продавцах, поставщиках, исполнителях;

— получить работу (услугу) надлежащего качества. Причем результат должен быть безопасным для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды;

— проверить качество работы (услуги) и запросить в своем присутствии демонстрацию работоспособности, правильного и безопасного использования результата работы;

— требовать возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков работы (услуги), в том числе на компенсацию морального вреда. 

-3

Также потребитель вправе свободно выбирать работу (услугу), а исполнитель должен содействовать свободному выбору.

Пример. При продаже смартфона сотрудник магазина не имеет права настаивать на приобретении дополнительной гарантии на технику под видом обязательного условия покупки — это противоречит содействию покупателю в свободном выборе товара (ст. 10).

Некачественно оказали услугу: что делать

-4

Шаг 1. Изучите проблему. Убедитесь, что вы надлежаще исполнили свою часть договора (и отступлений с вашей стороны нет), и услуга обрела дефекты по вине мастера или организации.

Шаг 2. Соберите доказательства. Претензия не имеет смысла без доказательной базы. Поднимите документы, подтверждающие выполнение услуги в отношении вас (договор, смета). Заключения других специалистов, доказывающие наличие изъянов, тоже пригодятся.

Шаг 3. Просите устранить недостатки. Нашли упущения в работе или умышленные отступления от условий договора — не спешите в суд. Просите исполнителя безвозмездно разрешить недостатки: сроки на проведение таких работ прописываются в договоре. Если сроки не установлены, закон дает 14 дней на исправление работ. 

-5

Шаг 4. Требуйте возмещения расходов. Если вы исправили недостатки услуги своими силами или при помощи третьих лиц, не забывайте: вы еще вправе вернуть потраченную сумму за первоначальную работу, а вместе с ней — расходы по устранению недочетов. Исполнитель обязуется выполнить требование в течение 7 дней со дня предъявления.

Шаг 5. Расторгните договор. Расторгните договор и потребуйте возврата уплаченной суммы, если в установленные документом сроки недостатки выполненной услуги не устранены исполнителем. Еще вы можете претендовать на полное возмещение убытков, причиненных в связи с дефектами работы или услуги.

Шаг 6. Возмещение вреда. Если оказанная услуга нанесла вред здоровью, имуществу или наследственности, требуйте возмещения дополнительных средств. Также вернуть деньги в полном объеме можно в случае, если вам предоставили недостоверную информацию о предстоящей услуге.

Моральная компенсация осуществляется в денежной форме, характер вреда оценивается судом.

Если закончился гарантийный срок

-6

Потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками услуги, если они обнаружены в течение гарантийного срока. Если срок не установлен, — в пределах 2-х лет со дня принятия оказанной услуги (ст. 31, п. 6).

Пример. Вы обратились к косметологу за эстетической процедурой, подписали договор на оказание услуги. Однако получили нежелательный результат, через несколько дней ваше состояние ухудшилось. В ходе разбирательств выяснилось, что специалист допустил ошибку в расчетах.

В данном случае вы можете написать претензию, т. к. услуга оказана некачественно и повлекла вред здоровью. Организация обязана возместить стоимость работы (или соразмерно уменьшить цену), а также покрыть затраты на устранение недостатков.

-7

Если результат услуги представляет опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя, то взыскать устранение недостатков можно в течение 10 лет. Требование предъявляется независимо от того, когда обнаружены дефекты (даже по истечении гарантии). В таком случае вы должны доказать, что недостатки возникли до принятия вами результата услуги (ст. 31. п. 7).

Как повысить шансы на получение качественной услуги

-8

Ищите специалиста или организацию через проверенные источники — советы знакомых, рекомендации постоянных клиентов и т. д. Если такой возможности нет, ориентируйтесь на честные отзывы. Как не попасться в ловушку ложных отзывов в Интернете — мы рассказывали здесь.

Перед началом работы обязательно поставьте в известность исполнителя о целях услуги. По законодательству, он будет обязан выполнить работу в виде, полностью пригодном для использования в соответствии с заявленными целями (ст. 11, п. 4).

Подписывайте договор: богатый архив с примерами работ и карусель положительных отзывов — далеко не гарантия успешного сотрудничества. Договорные отношения должны заключаться при любой услуге: будь то услуга косметолога, ремонт квартиры или бурение скважин на воду (даже если нашли бригаду через хороших знакомых).

Источник: Закон РБ «О защите прав потребителей».
Фото носят иллюстративный характер. Источник: unsplash.com.

Столкнулись с некачественно оказанной услугой и нуждаетесь в помощи юриста? В каталоге TAM.BY мы собрали проверенных специалистов вашего города.