Найти тему

Греческая масленица-карнавал

Оглавление

Масленица, которая предшествовала великому посту и пасхе, с греческого буквально означает «прекращенное», то есть прекращали есть скоромную пищу. Продолжается она три недели:

  • Первая неделя называется «объявление» – поскольку в древности о начале масленицы провозглашали во всеуслышание;
  • Вторая – «неделя еды/мясоед» (в других странах Европы – «жирная Неделя»). По этому случаю съедали специально заколотых свиней;
  • Третья неделя называется «сырной» – в течение нее запрещается употребление мяса, все угощения состоят из сыра, молока и яиц.

Особенности масленицы:

  • Обильная еда (свинина [обязательное блюдо для святочных обрядов], крашеные красные яйца в последний день «сырной недели» [это обязательное блюдо, чтобы через семь недель в день пасхи начать трапезу разговения]);
  • Совместная трапеза родственников (обычно в субботу и воскресенье «жирной недели»[на Кипре обычно в «сырное воскресенье»]) и поминание мертвых (посещение могил в дни всех душ – психосаватон – в субботу «мясоеда», «сырной недели» и первую субботу поста. Им приносят коливо – подслащённую кашу из пшеничных зерен и т.д.);
  • Развлечения, к примеру, ряжение – карнавал. Носят маски и маскарадные костюмы, от традиционных, носящих магический смысл, до простых развлекательных, юмористических. Повсеместно можно видеть группы ряженых людей, услышать музыку и песни, увидеть танцы и театрализованные представления.

Наиболее древние, традиционные сюжеты карнавальных театрализованных действий – имитация брака, рождения, умирания, воскрешения, пахоты, посева. Нетрудно заметить в этих сюжетах их древний магический смысл – они призваны ускорить приближение весны и усилить плодородие земли. Недаром в наиболее чистом виде эти действа сохранились в селах земледельческих районов.

Сатирические элементы, вольные шутки, которые характерны для масленичных игр, особенно на «сырной неделе», также возникли в глубокой древности и имеют магический исходный смысл.

Карнавальная маска Калогера
Карнавальная маска Калогера

Сценка-шествие:

Очень характерно карнавальное представление, разыгравшееся в конце XIX в. в с. Визия (Фракия). Главные действующие лица – «невесты», одетые в традиционные костюмы своей местности, «монахи» – калогеры в причудливых костюмах: на головах шапки из шкуры волка или лисицы с хвостом, шкура косули или козла, пришитая к шапке и образующая капюшон. На кожаном поясе носят колокольцы, которые обычно вешают на шею скоту. У первого калогера в руках лук, из которого он стреляет золой. Второй держит жезл в виде фаллоса. Еще один женский персонаж – «старуха», уродливая, горбатая, одетая в лохмотья, носит в корзинке ребенка – плод тайной связи – которого «родила» от страха семимесячным, укачивая и пеленая его периодически. К ним присоединяются «цыгане», «полицейские», иногда и другие персонажи.

Утром в понедельник «сырной недели» вся процессия шествует по улицам села, заглядывая в двор каждого дома, чтобы удостовериться в наличии на своих местах сельхоз инвентаря. Если заметят беспорядок, то вещь, которая находится не на месте, забирают и не отдают, пока хозяин не выкупит её вином. После получают деньги на нужды школы или церкви и идут в другой двор. По дороге «полицейские» могут арестовать любого и не отпускают, пока не получат выкуп. Путь заканчивается на сельской площади перед церковью, где собираются жители села. Там и начинается главное представление.

«Цыгане» раздувают огонь, «куют» детали плуга. Старуха нянчит дитя, жалуется на его прожорливость, что он очень быстро растет, кричит и требует себе жену. Калогер с жезлом изображает этого выросшего ребенка, калогер с луком начинает искать ему невесту. «Невесты» прячутся в толпе, но их находят и начинается пародия свадебного обряда. Внезапно калогер с луком «стреляет» клубом пепла и «убивает» калогера-жениха. Четыре мужчины готовы унести «мертвеца», но тот «оживает».

Калогер производит символическую вспашку во время сырной недели
Калогер производит символическую вспашку во время сырной недели

Начинается вторая часть представления: ряженые-цыгане вручают старосте села плуг, делая вид, что они его заново сейчас выковали, хотя принесли заранее. Молодой юноша приносит и присоединяет к плугу ярмо, украшенное цветами. Калогеры (иногда невесты и один калогер) изображают волов и влекут плуг по кругу. Староста разбрасывает по площади горсти зерна. Когда волы завершают круг, все восклицают: «Боже! Дай пищу беднякам! Дай изобилие людям!». В заключение все собравшиеся танцуют. Первые круги хороводного танца ведут калогеры.

В чем замысел карнавала?

Осмотр сельскохозяйственного инвентаря, «выковывание» нового плуга, имитация пахоты и посева — все это приемы магии земледелия. К ним присоединяются магические приемы несколько более косвенного свойства — имитация человеческого плодородия (похищение женщины, свадебные обряды, рождение ребенка и т. п.). Сила природы, на которую древние земледельцы пытались влиять магическими действиями, была персонифицирована в религии древних греков в боге Дионисе. Согласно одному из вариантов мифа Диониса мать положила его в корзину (так же поступает «старуха» со своим младенцем!). Молодой бог был убит и воскрес. Смерть — необходимое условие для возрождения природы весной. Так древние греки вслед за финикийцами и другими народами Древнего Востока олицетворяли годичный кругооборот природы. В сопровождении шумной свиты козлоподобных существ (их наследниками, по всей вероятности, являются калогеры) под звуки флейт и гимнов шествовал по земле воскресший Дионис. Чернение лица, обмазывание его золой — это распространенный прием ряжения, в то же время он имеет некий очистительный смысл, поэтому в калогера «стреляют» золой. В других вариантах того же театрализованного действа один из персонажей носит пепел в мешочке и посыпает им зрителей.

-4

Театрализованные мимические сценки греческого карнавала имеют множество вариантов. В некоторых селах калогеры едут в двухколесных колясках в сопровождении маленьких мальчиков, что еще больше напоминает дионисии. Сюжет свадьбы дал повод появлению персонажей «жениха», «старика и старухи», к разыгрыванию «цыганской свадьбы» (о-в Эвбея). Мотив рождения заставил включить маску «доктора», вместо смерти и воскрешения разыгрывают сцену суда, приговор к смерти и помилование (Пелопоннес) или же «похороны несчастья». Иногда калогер с выпачканным сажей лицом превращался в «мавра», «арапа», охраняющего свадебную группу, а его жезл осмыслялся просто как палка или меч.

-5

В отличие от святочного ряжения в карнавальные сценки привносились многие бытовые сюжеты, сатира на местные темы. Постепенно эти сценки или пантомимы превращались в подлинный народный театр. Например, были созданы сцены на сюжеты критского эпоса XVII в., а в с. Сохос вблизи Салоник разыгрывается представление на сюжет легенды о св. Федоре, который в войне с идолопоклонниками перехитрил врагов, одев своих воинов в овечьи шкуры и выведя их тайно из окружения . Из ряжения, связанного с магическими обрядами, с заклинанием, карнавал превратился в зрелище, в общее развлечение. Еще сто лет назад европейские путешественники сообщали, что во время карнавала в Афинах толпы люден в масках заполняли улицы, пели, танцевали и играли во всевозможные игры, в частности катались на сооружении, подобном «гигантским шагам». Наиболее ранний прием ряжения — переодевание мужчин в женщин и женщин в мужчин, наиболее древние маски — маски животных (медведь с поводырем, верблюд, осел и т. п.). От переодевания в костюм противоположного пола, использования подручных средств, от собирания добровольных пожертвований для заключительной совместной пирушки народ перешел к шествиям замысловато наряженных участников карнавала. Используются покупные маски — кустарные, а в последнее время и фабричные, сделанные из картона, пластика и других материалов. Кроме зооморфных масок, смысловое значение которых почти никому уже не понятно, в карнавале участвуют самые разнообразные персонажи.

Особенности карнавала в различных областях Греции:

Функции участников карнавала разделились, особенно в Афинах и других больших городах; толпы жителей из непосредственных участников карнавального веселья превратились в пассивных зрителей, созерцающих на улицах карнавальное шествие как хорошо поставленный спектакль. Чучело Карнавала сжигали и на о-ве Керкира. Карнавал, танцы, фривольные шутки, изобилие еды достигают апогея в последнюю неделю масленицы. В северной Греции, особенно в областях Македония и Эпир, а также на Ионических островах в ночь на «сырное воскресенье» принято жечь костры на деревенских улицах. Вокруг костров танцуют, а иногда прыгают через них. Вечерняя трапеза в этот день состоит из «сырного хлеба» — тироспсуми, он приготавливается из сушеных диких трав, смешанных с брынзой. Кроме того, подают макароны, яйца, молоко. Собираются все родственники. Очевидно, в прошлом трапеза совершалась сообща большими коллективами, может быть, всем селом. Ужин «сырной недели» сопровождается всевозможными гаданиями и магическими приемами, направленными на получение всяческого благополучия и изобилия, танцами, играми, появлением ряженых. Обращает на себя внимание обязательный, как бы ритуальный смех: в Аркадии после того как семья, собравшись вокруг стола, сотворит молитву и в глубокой тишине съест по три полные ложки сыра, все разражаются смехом. К утру стихает шум, выстрелы петард, гаснут бенгальские огни, прекращаются танцы. Звонят колокола, и верующие медленно и чинно направляются к церкви. Во время первого богослужения, открывающего пост, происходит взаимное отпущение грехов. Но от масленичного веселья не так-то легко отказаться. В этот первый понедельник поста, так называемый «чистый понедельник», танцы, угощения происходят на лоне природы, за городом или в садах. Характерная черта этого дня — запускание воздушных змеев. Угощение состоит из рыбных блюд, овощных салатов, специально испеченных к этому случаю плоских овальных хлебцев. Кое-где продолжаются карнавальные сценки: «свадьбы», «похороны». Зачастую хоронят «Карнавал», «короля карнавала», «сырного короля», «поедателя сыра» и т. п. На Крите имитация похорон заключается в том, что в землю закапывают глиняные горшки с пищей — макаронами, мясом, сыром, произносят при этом заклинания.