Найти тему

Когда можно сказать, что праздник не удался: с позиции зрителя

Изображение Free-Photos с сайта Pixabay
Изображение Free-Photos с сайта Pixabay

Не бывает массовых мероприятий без зрителя. На то они и массовые (шучу). Если серьезно, то все, что происходит на празднике должно заинтересовать, вызвать эмоциональный отклик. А после – желание прийти и на следующий, объединиться, пообщаться, повеселиться, отдохнуть. «Высший пилотаж» культуры праздника, заключается в том, чтобы зритель стал созидателем и творцом, вместе с авторами, артистами и организаторами. Но иногда, побывав на мероприятии или же посмотрев его в телевизоре, удивляешься: «Вроде и праздник был, а как не было». Совершенно не удался. И вот почему.

Ни уму, ни сердцу

Да, пришли на мероприятие, вроде и повод был, календарный или тематический или еще какой. Приглашение дали красивое. Но что происходит на сценической площадке – не понять. И скучно к тому же. Вещают прописные истины, которые и так все знают. Однозначно, как на лекции по абонементу побывали – ничего не запомнили, но отметились. А что новенького можете сказать? Что показать? Да еще в интересной и доступной форме.

Праздник – всегда живое действие. И активное, даже если зритель просто сидит в зрительном зале. В этом случае он поощряет артистов аплодисментами. В зале могут запеть хором, и мячики покидать, и фонарики зажечь. Есть масса прекрасных способов вовлечь зрителя. Но если нет внутреннего устремления, желания, эмоции спят – ничего не получится. Зал будет молчать, на призыв ведущего никак не реагировать или реакция будет замедленной. Не поднимется зритель в едином порыве, но и не уйдет, вежливо досидит до конца. А после спокойно забудет то, что видел.

С официозом переборщили

Приходит зритель на праздник, а там вместо праздничных чудес – общественно-политические чтения или «заседание партхозактива». Речи, награды, характеристики. Серьезные руководители вещают со сцены о достижениях, коротенько так, минут на сорок. Из декораций – трибуна и корзина с цветами. Скукотища и тоска, но бедному зрителю и это терпеть приходится. Начальник же и деньги на праздник дал, и подарком не поскупился. А концерт, что ж, подождет. Но странно как-то настрой праздничный улетучивается и усталость подбирается!

Конечно, почти во всех праздничных мероприятиях должна присутствовать определенная доля официоза. Праздник – общественное дело. Но зритель всегда точно знает, что главное и зачем он сюда пришел, и не по понуждению, а по велению сердца. Точно не отчетные речи слушать, а поздравления и добрые пожелания.

Ничего не видно и не слышно

Пришел человек на праздник, а попал в толпу. Топчется, бедный, хочет рассмотреть и расслышать, что ему со сцены поют-читают, но не тут-то было! То микрофон засвистит, то впереди стоящий подпрыгнет. Куда тут до радости. Или другая ситуация. Зрительный зал солидный, на тысячи мест. Сцена далеко, артисты высоко. Ходят мелкие фигурки по сцене туда-сюда. А хорошей картинки в голове у зрителя не вырисовывается.

Современные технические средства позволяют «донести» действие до каждого. И звук можно поставить сообразно площадке, и дополнительные экраны предусмотреть. Иногда техника становится красивым выразительным средством, работает на идею и объединяет.

Лучше бы деньги бедным раздали

Так говорит зритель, когда видит бессмысленность происходящего. Это значит, что праздник не выполнил главную свою миссию, не объединил людей в общей идее, не дал новых смыслов. Радости такое действие не доставляет, оставляет только чувство «обманутых ожиданий».

Одновременно с неудачным идейным посылом на такой отзыв может сработать слишком бурное и пышное празднование на фоне тяжелой социальной ситуации. Эпоха «хлеба и зрелищ» осталась в прошлом, в далекой римской истории и сегодня это не рабочая формула. Людям по-прежнему нужны праздники, но если они собой затмевают насущное, отзыв будет именно таким, как подзаголовок.

В идеале – после каждого праздничного действия – если что-то остается реальное. Подарок – детям на новогодней елке, а ветеранам – цветы и помощь волонтеров. Новый музей или музейная экспозиция, прекрасный репертуар и новые костюмы для художественных коллективов (среди зрителей ведь обязательно есть мамы и папы, друзья и знакомые участников), отличные стихи и песни, которые будут петь всегда. И красиво украшенный город может стать «оправданием» дорогого праздника! Список этот далеко не полный, конечно. Тогда зритель будет не ворчать, а благодарить, так как есть за что. И денег на хорошее дело не жалко, опять же.

***

Вот написала статью. Сижу и думаю, а как ее сделать повеселей? Как бы попопулярней о праздниках рассказывать? Примеров добавить, что ли. И тут же себе отвечаю: «А надо ли?» У каждого, кто это прочитает, своих примеров достаточно. Пусть идет, как идет. Заметки, размышления. Замечу, что я всегда благодарный зритель, мне чаще нравится то, что я вижу на праздниках. Точнее, стараюсь запомнить те вещи, которые вызвали душевное волнение. То, что не укладывается в мое художественное видение, замечаю, но чаще при себе оставляю, хм. Если кого и критикую, то исключительно любя.

А конкретика будет в других статьях, подписывайтесь.

Так что спасибо, что прочитали! Лайки мне полезны, это как подарочек на праздник!

Изображение klimkin с сайта Pixabay
Изображение klimkin с сайта Pixabay

Другие статьи о праздниках:

Семик народный, день хороводный

Пушкинский карнавал

Что для меня значит Пушкинский праздник

Уникальность праздничной ситуации: День Победы дома

Подписывайтесь, вместе веселее!