Найти тему
ФинансИты

Финансовая грамотность детей: блажь или необходимость

На мой взгляд, учиться управлять финансами нужно с детства.

Как научить этому ребенка?

Я пока не знаю, как объяснить трех-четырехлетнему ребенку про финансы, кроме как то, что для практически всех “хотелок” нужны деньги. Хотя, наверное, это тоже можно сделать.

Но я этого не умею, поэтому расскажу, как это делать, на примере детей постарше, после лет 7.

Первое, что можно сделать - объяснить ребенку, что такое бюджет, на что уходят деньги в семье.

Как это сделать? На примере любого продукта, который можно разделить на кусочки. Например, яблоко или мандарин. Это как в детском стихотворении: “эта долька для ежа”. Так и с финансами: эта долька для оплаты за квартиру, эта - на оплату кредитов, эта - на продукты. А вот эта - для развлечения.

Следующий шаг: когда ребенок научится считать (складывать и вычитать) - выделять ему небольшую сумму на карманные расходы. Для того, чтобы ребенок сам мог учиться управлять своими финансами.

Не стоит переживать, что ребенок первое время будет тратить всё до копейки на всякую ерунду. Я вспоминаю себя в уже более взрослом возрасте, когда уже начала работать, я первые пару зарплат спустила непонятно на что: на то, что мне хотелось, не задумываясь о том, что мне нужно как-то жить ещё месяц до следующей зарплаты. Понимание пришло потом. Так и с детьми.

Нужно объяснить, что сверх выделенных денег он ничего купить не сможет, поэтому он должен выбрать: потратить всё за один раз и потом сидеть без ничего, или растянуть на некоторое время. А ещё, что деньги можно не только тратить, но и распределять, оставляя какую-то часть на более дорогие покупки: например, на новую игрушку, самокат, или подарок ко дню рождения друга.

Третье: совершать покупки вместе с детьми. Нет, мы все ходим с детьми в магазины, но что из этого “похода” полезного выносит ребенок? Чаще всего ничего.

-2

Лучше всего начинать с продуктовых покупок, так как это будет более наглядно и понятно для детей.

Наша задача, как родителя, осознанно вместе с ребенком выбирать их, объясняя, почему мы сделали именно такой выбор: то ли роль сыграла цена, то ли состав продукта, то ли качество. Чтобы донести ребенку, что нужно находить компромисс между ценой и качеством, а не гнаться только за дешевыми продуктами, или кидаться на самые дорогие.

Можно предложить ребенку самому найти один дешевый продукт, один качественный, чтобы ребенок увидел разницу.

У меня был эксперимент на колбасе. Взяла одну палку дешевой, и одну - качественной. Дешевую мы есть не смогли, вкус был отвратительный: отправили на съедение собаке (кошка наша её тоже есть не стала). Наглядный пример для ребенка, почему не всегда стоит хвататься за дешевизну.
А вот зеленый горошек или кукурузу - вот тут я, наверное, не понимаю отличия, поэтому в данном случае я выберу более дешевый продукт. Что и нужно объяснить ребенку, почему я сделала именно так.

Четвертый шаг, когда дети станут чуть старше, дать им возможность зарабатывать самим.

Сейчас это не так сложно сделать: в большинстве случаев появляется работа для подростков. Это и расклейка объявлений, и раздача флаеров, да ещё в некоторых регионах есть есть либо трудовые отряды, либо специализированные организации, которые предоставляют рабочие места детям старше 14 лет.

Ну и, конечно, хвалить и поощрять своих детей, когда они правильно распоряжаются своими финансами.

-3

А как считаете вы: нужно прививать детям навыки управления финансами, или вырастут - научатся сами, нечего им голову забивать этим вопросом раньше времени?

Подписывайтесь на канал, чтобы обсуждать со мной вместе важные темы.