«Гора и долина придают этому месту неожиданно чужой, почти шотландский колорит. Ни в Тюрингии, ни в Гарце не увидишь такой пасторально-романтической местности. Особенно восхитителен Раушен в конце дня, когда вечернее благоухание окутывает вершины, и пастух гонит свои стада с гор, или в лунном свете над озером танцует туман. Тут и там бьют из земли ручьи и говорливо устремляются в долину. Туда же, бормоча, спешит мельничный ручей. Шелестят от свежего дуновения верхушки деревьев, издалека доносится, словно глухой звук органа, шум моря. В такие моменты постигаешь, почему это место было названо Раушен» - так описывал немецкий историк Ф. Грегоровиус Раушен (в переводе на русский – «шуметь, журчать, шелестеть»).
В один из дней поздней осени мы на электричке из Кёнигсберга поехали в Светлогорск, так теперь называется бывший немецкий город. Поездка по железной дороге очень удобна и не занимает много времени. Сразу у ж/д вокзала погружаешься в атмосферу приморского Раушена: шелест моря, шум соснового леса, яркие кабинки канатной дороги. В очередной раз убедились, что поехать в эти места на школьных осенних каникулах – это отличная мысль. Ну, разве скажешь, глядя на фото канатной дороги, что это конец октября? Это же залитый солнцем апрель!
К морю мы спустились пешком – под горку это не вызвало затруднений. Море ласково приняло нас своими приветственными брызгами, бескрайней бирюзой и криком чаек. Заказав в приморском кафетерии глинтвейн, мы с удовольствием прогулялись по набережной, где нас ожидало две приятные встречи. Первая была со стройной Ундиной – это бронзовая скульптура морской девы в компании обитателей моря, склонившаяся в реверансе Балтике и опутанная водорослями, заменившими ей одежду. Это прибалтийский аналог славянской русалки, дух воды, в виде прекрасной девушки с длинными волосами и необыкновенным голосом. Своим пением и красотой они завлекали мужчин и уносили их в водные глубины. Загадочная, грациозная, дышащая жизнью, страстная Ундина притягивает взгляд и не оставляет равнодушным никого.
Вторая встреча была с Нимфой – скульптурой работы Германа Брахерта. Она установлена в нише возле центральной лестницы, по которой спускаются на пляж. Во время войны статуя была повреждена, но уже в конце 40-х г.г. полностью восстановлена. В 80-х нишу заменили на раковину, покрытую смальтой, благодаря чему она светится и переливается в солнечных лучах.
Несмотря на красивый променад, пляжа здесь почти нет - из-за отсутствия волнорезов его размыло штормами. Идеальной защитой берега были и есть немецкие волнорезы. Там, где они есть, есть и пляж (около 10 м шириной), в остальных местах море подобралось к самому променаду.
От берега мы поднялись по извилистой лестнице в город, и попали под очарование местных домиков и инсталляций: на центральной площади расположены фонтан, в который гости города бросают монетки с желанием вернуться в Раушен и просто на счастье; домик с барельефами; макет острова Канта с глиняными зданиями; чуть дальше - визитная карточка города – 25-метровая Водонапорная башня. В верхней части башни под шлемовидной крышей со шпилем есть смотровая площадка, которая теперь, к сожалению, закрыта для туристов.
Тихие улочки, извилисто петляя между изумительными домиками с черепичными крышами, привели нас к озеру на окраине заповедного леса, с которого в глубине веков далеких начинался Раушен. Раньше его называли Мельничный пруд. В XIII веке на ручье Катценбах («кошачий»), который впадал в пруд, тевтонцы поставили крупнейшую в средневековой Восточной Пруссии водяную мельницу, образовали запруду, отсюда и такое название водоема. Интересно, что рыбу, которая водилась в озере, могли ловить лишь элита тех времен семьи мельника и лесника (сделано это было для сохранения чистоты пруда), а мельница продолжала работать до самого начала XX века. Теперь озеро носит название Тихое. Мы с удовольствием наблюдали за птицами, которые водятся здесь в большом количестве.
Дальнейшее наше пешее путешествие по Раушену привело нас в сказку к переулку Гофмана! Совершенно внезапно среди леса возникает одна из известных достопримечательностей города – макет Кенигсберга образца 1520 года. Точнее, Кенигсберга и ещё трёх городов – Альтштадта, Кнайпхофа и Лёбенихта. В нем воспроизведены улицы, замок, крепостная стена, кирха, речка, мосты и сотни маленьких домиков. Всего более 500 зданий разной степени точности исполнения. Тут же памятник Э. Т. А. Гофману и рядом Поляна героев сказок этого великого немецкого писателя, композитора и художника эпохи романтизма. Композиция охватывает две ипостаси маэстро: безумный сказочник и скучный чиновник. Скульптор показал в своей работе двойственность натуры этого организованного прусского юриста и скандального творца с буйной фантазией, ведь и сам писатель в своих произведениях не раз обращался к теме двойников.
Завершили мы свою прогулку по Раушену в музее «Колесо истории» – это частный краеведческий музей, который рассказывает о жизни города и быте его жителей в немецкий, советский и современный исторический период. Его коллекция напоминает хаотичное сборище старых предметов, но лишь на первый взгляд. Каждый экспонат был передан из семейных архивов горожан и обладает свой историей, которая описана на пояснительной табличке рядом.
Эту статью мне хочется закончить словами Т. Данилевской:
Там, где море сливается с небом,
На песок возвращаясь волной,
Край янтарный лежит, где ты не был,
Самый западный берег родной.
Здесь роскошные сосны повсюду,
Запах моря и запах хвои.
Светлогорск, долго помнить я буду
Прелесть улочек тихих твоих!