Найти тему

"ЦЕЛЬ - ВИЖУ! В СЕБЯ - ВЕРЮ!"

Психологи и педагоги постоянно говорят о том, насколько важны такие функции как планирование деятельности и целеполагание (которое тесно связано с произвольностью) для успешной учебы. И также делают акцент на том, что эти функции должны тренироваться не только в специальных упражнениях, но и в повседневной деятельности ребенка. Предлагаем две отличные идеи для планирования. Применить их можно и к домашним заданиям, и к любым другим событиям в жизни ребенка и всей семьи.

vk.com/pro_shkola_online
vk.com/pro_shkola_online

Первый метод - SCRUM-доска. Адаптировал его именно для детей (вернее, сначала для своего сына) Сергей Пархоменко, основатель «Банды умников». Именно о его опыте мы расскажем вкратце.
Итак, SCRUM-доска состоит из колонок, а стикеры с задачами переклеиваются по ним в зависимости от своего статуса – «надо», «сделано» и так далее.

Есть несколько обязательных правил, о которых надо договориться с ребенком, чтобы всё это работало.
1. Любая задача сразу фиксируется на стикере.
Одна из целей обучения этой системе — чтобы ребенок был сам в состоянии контролировать свои дела.
Если ребенок получает какое-то задание, оно сразу же пишется на доску (в «Бэклог», «Надо» или «Делать» — смотря что за дело).
Исключение составляют неотложные дела или задания из серии «убрать одежду с пола» - быстрые и несложные.
2. Есть перечень постоянных обязанностей, которые контролирует сам ребенок каждый день.
Этих задач не так много, но перечень, конечно же, расширяется со временем. То есть, придя домой, ребенок должен сам в инициативном порядке спросить, что ему нужно сделать, чем помочь, записать это на стикеры и выполнить.
3. Видео и компьютер — после всех остальных дел
Любимые занятия ребенка вынесены на отдельный стикер, и стоят в «надо» каждый день (и родители не награждают и не лишают этих занятий, манипулируя ребенком), но в самом конце перечня дел – по принципу «сделал дело, гуляй смело».

vk.com/pro_shkola_online
vk.com/pro_shkola_online

Второй интересный метод - Интеллект-карта (Mind Map).
Это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.

Какие основные правила составления интеллект-карт?
• используйте радиантную структуру (от центра к периферии), отражающую иерархию понятий. Именно эта организация информации дает самый важный эффект интеллект-карт — ассоциативность и многомерность.
• пользуйтесь цветами, чтобы выделять главные и второстепенные моменты. Цвет — тоже важен для смысла. Вы можете разделять цветом важное и неважное, более крупные и мелкие идеи, использовать разные цвета для разных сфер или иным образом пользоваться цветами
• пишите только ключевые слова вместо фраз и предложений. Чем более емким будет Ваше ключевое слово, тем легче Вам будет запомнить всю интеллект-карту и тем проще будет само составление интеллект-карт
• как можно чаще рисуйте вместо слов (графические формы, пиктограммы, небольшие рисунки, стрелки). Все это повышает качество восприятия и запоминания интеллект-карты
• обобщенные блоки информации объединяйте либо цветом, либо обводкой, либо легким фоном для лучшего восприятия
• проявляйте творчество и вырабатывайте свой стиль оформления.

Основываясь на правилах, вы можете создать свой особенный стиль интеллект-карт, который станет самым комфортным для Вас.

Но в нашей ситуации – приоритет развития и тренировки различных функций и навыков ребенка - мы бы очень рекомендовали создавать эти пособия вместе с ребенком.

Посмотрите, сколько плюсов вы получите:
- тренировка функций произвольности и планирования уже в процессе создания той же интеллект-карты,
- развитие мелкой моторики, а заодно и в каллиграфии можно попрактиковаться,
- ребенок создаст свой, уникальный, проект – это повышает ценность и конечного продукта (в отличии от покупного), и самооценка ребенка тоже подрастет),
- совместное дело сближает, тем более в такой непростой сфере, как выполнение домашних заданий и обязанностей. Создавая общий проект, вы с ребенком становитесь союзниками,
- и, конечно, это большой простор для творчества и выражения индивидуальности.

Если Вы хотите получать подборки материалов и анонсы бесплатных вебинаров, подпишитесь на нашу рассылку "Дислексия, дисграфия, дискалькулия - полезные материалы для специалистов": https://vk.com/app5898182_-157934626#s=292675