Врожденное, данное человеку Богом, Природой или другой сверхъестественной силой, «существенное» свойство, делающее человека вне материальной, телесной и преходящей его стороны. В этом смысле духовная, сверхъестественная природа человека является первичной по отношению к его «присущей» природе. Это оборудование в религиозных традициях западной цивилизации называется «душа» и является вечным - оно входит в тело, придавая ему характер «человека», и оставляет его после своей смерти.
Индуистская концепция Атмана в некоторой степени аналогична. Душа принадлежит внешнему миру по отношению к человеческому телу и материальной реальности, частью которой является это тело. Под трансцендентностью понимается в данном случае существительное (как бытие, онтологически). Термины «духовность как сверхъестественное человеческое существо», «душа» и «дух» связаны не только этимологически (такие слова, как « дух (спиритизм) » и « душа », происходят от слов «дыхание», которые в общем смысле связаны с сущностью.).
Термины, описывающие трансцендентность как относящиеся к мифам, религиям и метафизике. Существует распространенное мнение, что ни естественные науки, ни психология не могут помочь узнать о них, и, в частности, принять решение об их существовании, они могут только проверить содержание и функции их опыта. «Существительное», онтологическое понимание духовности содержит противоречие, ведущее к идеологическим, философским и религиозным спорам.
Это противоречие также существует в психологии; например, анти-натуралистическая перспектива понимания духовности признает духовность как отдельное (помимо биологического и психического), «вертикальное» измерение человека ( Виктор Франкл , гуманистический, конфессиональный, богословски вдохновленный психолог). Натуралистическая перспектива - до сих пор не заинтересованная в духовности - отвергает эту предпосылку как не поддающуюся проверке. В отношении религии это называется принципом запрета трансцендентности, сформулированным в 1903 году Теодором Флурным