Найти тему
Damix

Младший брат Катюши-Андруша !!!Почему БМ-31-12 получил прозвище ,,Лука" ?

Оглавление
  БМ-31-13
БМ-31-13

Все мы с вами знаем про легендарную Катюшу (про неё у меня есть отдельная статья. Ссылка на неё в конце этой статьи).Но далеко не всем известен её младший брат Андрюша или реактивная установка БМ-31-12. Но у этой машины была еще более интересной прозвище.

Для начала немного предыстории

В 1942 году группа офицеров Главного управления вооружений, разработала снаряд М-30 модификацию снаряда М-13 более мощный головной частью, выполненное в форме эллипсоида. Данный снаряд успешно прошёл полигонные испытания и начал серийно производиться уже 10 июля. Были созданы первые 20 гвардейских минометных дивизионов М-30.

М-30
М-30

Такие снаряды имели химическую и зажигательную боеголовки, но чаще всего применялась фугасная версия, что интересно за характерную форму головной части, снаряд прозвали ,,Лука Мудищев" в честь этой эротической поэмы. М-30 был гораздо мощнее снаряда Катюши, чтобы вы понимали масса взрывчатого вещества составляла почти 29 кг.

Создание М-31, а затем М-31УК

Однако из-за неудачной аэродинамической формы страдала кучность, поэтому снаряды М-30 применялись только массированный. По рассказам фронтовиков часть снаряда застревала в упарках и летело вместе с ними. Зрелище было забавным для нас и печальным для немцев. Ещё одним недостатком снаряда М-30 была малая дальность стрельбы, данную проблему частично устранили в новом наряде М-31.

М-31
М-31

Его головная часть была похожа на М-30, но корпуса головной части уменьшились с 23 кг до 11 кг, за счет уменьшения толщины стенок. При этом без взрывчатки не изменился, при попадании в грунт средней твердости и установке взрывателя замедления создавалась воронка диаметром 7 м и глубиной 2-2,5 метра, а попадание 3-6 снарядов разрушал двухэтажное здание. Наконец финальный модификации снаряда стал М-31УК, то есть снаряд улучшенной кучности. Он отличался главным образом тем, что имел косо поставленное оперение и 4 специальных штуцера, внутри каждого штуцера имелся канал с наружным выходным отверстием. При горении порохового заряда, часть пороховых газов истекая из наружных отверстий штуцеров образовывали реактивную силу, которая проворачивает снаряд вокруг его продольной оси, благодаря этому кучность снарядов М-31УК была значительно лучше по сравнению с предыдущей версией.

м-31УК
м-31УК

Андрюша и её характеристика

Наконец мы с вами приближаемся к машине, которая получила несколько прозвищ как ,,Андрюша" так и ,,Лука" вслед за прозвищем снаряда. Причина появления данной техники весьма банальной, пусковые установки для снарядов М-30 были мало мобильными, а для подготовки снарядов к боевому применению требовалось много времени, таким образом в подразделениях вооруженных снарядами М-30 ни всегда могли оперативно следовать за быстро про двигающимися войсками. К тому же требовалось большое количество автотранспорта, для перевозки пусковых установок и реактивных снарядов на огневые позиции, поэтому для повышения маневренности и боевой эффективности 1944 году была разработана и принята на вооружение 12-зарядная самоходная установка на шасси грузового автомобиля.

 БМ-31-12
БМ-31-12

Пуск снарядов производился не из транспортных укопарок, а из направляющих сотового типа, каждая направляющая ячейка состояла из четырех труб диаметром 32 м и длиной 3 м, которые находились внутри 8 гранных обоев. Ячейки являются своеобразными стволами, придающими снарядом направление полёта. Электрическая система стрельбы обеспечивала большую скорострельность, безопасность и удобство работы все двенадцать снарядов могли быть выпущены в течение 7-10 секунд, также базовая шасси была оборудовано домкратами для повышения устойчивости во время стрельбы.Нов ходе испытаний выяснилось, что БМ-31-13 устойчиво не только при опущенных домкратах, ну и приподнятых. Тем не менее для подстраховки их решили оставить. Кабину машины снабжали откидными броневыми щенками. Пуск снаряда мог производиться как из кабины, так и с выносного пульта. Серьезным минусом боевой машины BM-31-12 была большая высота из-за превышения железнодорожного габарита, технику приходилось перевозить со снятыми колесами и соответствующими предосторожностями.

БМ-31-12
БМ-31-12

Такая особенность машины в определенной мере затрудняла перевозки. В середине 1944 года по весну 1945 было построено около 1800 боевых машин, подавляющее большинство техники успешно дожило до конца войны, по некоторым данным было потеряно около сотни машин, остальная техника осталось в войсках. Время от времени, проходя ремонт и модернизацию.

Ссылка на статью про Катюшу: https://zen.yandex.ru/media/id/5ed9044396d4ab2dd9c8c7ff/bogorodica-pomogi--pochemu-vengry-tak-boialis-katiushi--5ede38b0f592f9532557d63b