Предпосылкой к созданию данной машины стал приказ наркома Устинова. Одним из пунктов которого стало указания заводу № 92 разработать и изготовить 57 мили метровую противотанковую пушку на самоходном шасси, также согласно приказу, при проектировании установок заводу следовало ориентироваться на освоенной промышленности грузовых автомашин повышенной проходимости или гусеничных тракторов. И ещё одним требованием стало наличие бронированной кабины.
Начало проектирования
Вскоре на заводе № 92 создаются проекты самоходок ЗИС-30 и ЗИС-31. Цель проектирования заключалась в том, чтобы дать большую маневренность 57-мм противотанковой пушки. ЗИС-30 представляла собой вращающуюся часть, противотанковой пушки ЗИС-2 установленную на тягаче ,,Комсомолец". ЗИС-31 та же пушка, но на трехосном грузовике ГАЗ с бронированной кабиной. Сравнительные испытания этих машин показали, что ЗИС-31 при стрельбе более устойчива и обладает лучшей кучностью. Однако вследствие того что ЗИС-31 была значительно перегружена и её проходимость оказалась ниже чем у ЗИС-30.ИС-31
В итоги предпочтение было отдано самоходки на шасси комсомольца, которую запустили в серийное производство. В сентябре 1941 года, после изготовления сотни ЗИС-30 их производство прекратили, из-за отсутствия базы. Поскольку тягачи ,,Комсомолец" уже не выпускались и поэтому в начале октября группа Петра Муравьёва по своей инициативе спроектировала самоходку ЗИС-41. Она представляла собой ЗИС-2 установленную на специально забронированный полугусеничный вездеход ЗИС-22М. Орудие крепилась в средней части грузовой платформы автомобиля, на сварной тумбе, специальной конструкции. Расчет защищался щитом сваренным из трёх братья листов с откидной крышей. Самоходка имела бронированную кабину с двумя дверьми для посадки экипажа. Люкам в сзади для связи с расчётом орудия и шаровой установкой пулемета ДТ в лобовом листе.
Экипаж состоял из пяти человек. 13 марта 1942 года ЗИС-41 прибыла на Гороховецкий испытательный полигон, для прохождения длительных испытаний. Они проходили с 24 апреля по 4 июля и шли с перерывами.
Выводы экспертов
,,Сравнивая с противотанковой пушкой ЗИС-2, кучность у ЗИС-41 неудовлетворительная. Меткость по движущейся цели на 500 и 1000 м удовлетворительная. Результаты стрельбы с хода неудовлетворительные, при стрельбе при курсовых углах 0 и 180 градусов устойчивость удовлетворительная, при 90 градусах при стрельбе с борта неудовлетворительная в виду большого наклона платформы. Конструкция предохранительного щитка радиатора неудовлетворительная, в виду малого предлога воздуха к радиатору, при существующей системы охлаждения самоходная установка к пробегом. Рабочее место водителя неудобно, так как педали находятся слишком близко к сиденью. Водитель не может распрямить ноги и вынужден работать в крайне трудном, согнутом положении".
Итог
Исходя из результатов испытаний ЗИС-41 нуждается в дополнительной конструктивной доработки. Машину предлагалось доработать, но в серию она так и не пошла. Помимо конструктивных не доработок на её судьбу оказали два других важных фактора. Пушка ЗИС-2 снималась с производства, а Московский Автозавод ЗИС эвакуировался и не мог дать достаточного количества вездеходов. приоритетом для завода являлось производство грузовиков ЗИС-5. Поэтому ЗИС-41 так и не пошла в серию.