Возобновление работы или перенос сайта на другой хостинг/домен – это нервный процесс, здесь любые ошибки могут легко остаться незамеченными. Особенно когда персоналу не хватает базисных знаний, практических навыков или времени.
Чтобы компенсировать всё это, мы подготовили для вас этот список. Итак, что нужно учесть в процессе переноса сайта?
Позаботьтесь о пользовательском опыте
User Experience или UX – это вообще важная часть функционирования сайта. Но здесь её вдвойне важно проработать.
Скоординируйтесь с авторами контента
Они часто знают сайт лучше, чем владельцы бизнеса. Во время переноса/обновления/называйте-как-хотите обязательно подключите авторов контента к процессу. Они знают свой продукт и постоянно пользуются вашей системой.
Не надо скрывать от авторов, что вы делаете, чтобы потом устроить им сюрприз и надеяться, что во время работы вы прочитали их мысли, и они одобрят, что вы наделали. Заблаговременно привлекайте авторов для проверки функциональности сайта и контента. Хороший автор всегда поможет вам в этом, чтобы вы решили все проблемы заранее, а не продирались через баги потом.
Убедитесь, что контент отображается правильно
Совет может показаться очевидным. Но вы не поверите, как часто веб-мастера ленятся и не проверяют каждую страницу сайта на ошибки отображения. Этот процесс, кстати, можно автоматизировать с помощью различных инструментов от Яндекс, Google или через хороший кроулер, тот же Screaming Frog.
Если вы переносите сайт без изменений, можно использовать какой-нибудь инструмент автоматического тестирования на основе ИИ. Он сравнит вид сайта до переноса и после. Но если вы меняете интерфейс, это уже не вариант. В конце концов, ничто не сравнится с бесплатным инструментом, который у вас всегда с собой – вашими глазами, которые смотрят на страницу и дают ответ на вопрос «Всё ли нормально выглядит?».
Другой – простой, но эффективный – механизм проверки состоит в том, чтобы собрать все адреса страниц сайта в одной таблице и дать к ней доступ тестерам и авторам контента.
Во время тестирования обязательно проверьте разные браузеры и размеры экрана, чтобы убедиться в адаптивности. Адаптивный дизайн – это база, у вас точно не найдётся веских причин не уменьшать масштаб изображений до области просмотра.
Проверьте интерактивность сайта
Кроме общего вида контента, обратите особое внимание на интерактивные элементы на сайте, такие как:
- веб-формы;
- квизы;
- вкладки/переключатели содержимого;
- персонализация.
До переноса сайта вы найти все такие элементы, создать их список интерактивных функций и выполнить регрессивное тестирование перед повторным запуском.
Не забывайте о поиске!
На большинстве сайтов это одна из основных функций, но при подготовке, планировании или тестировании о ней легко забыть. Особенно важно помнить, нужно ли повторно индексировать контент после того, как сайт переедет, чтобы запланировать на это достаточно времени.
Постоянно отслеживайте
Вам нужны надёжные данные, чтобы точно знать, прошла ли миграция успешно или есть какие-то проблемы. Поэтому очень важно, чтобы отслеживание было последовательным и точным до и после перезапуска.
Проверьте аналитику
Параллельно с UX-тестированием тестировщики должны проверить все метки Google Analytics, Яндекс.Метрики и правильно ли они передают данные. Анализ должен быть глубоким, проверить нужно абсолютно всё, а не только выборку, какой бы репрезентативной она ни была.
Продолжайте анализ
Не удаляйте старую аналитику по сайту, она вам пригодится для сравнения показателей до переноса и после. Чтобы использовать эти данные, нужно сохранить последовательность: например, оставьте тот же ресурс в Google Analytics. Если с отслеживанием есть проблемы, исправьте их до переноса сайта.
Пропустите сайт через всё, что только можно
Перед тем, как сайт заработает, проверьте его всеми возможными инструментами. Убедитесь, что сайт не рухнет, не будет скомпрометирован или не поломается как-то по-другому.
Поисковая оптимизация
Просканируйте весь сайт, чтобы выявить проблемы с метаданными, неправильные редиректы и другие проблемы с SEO. Упростите себе работу с помощью многочисленных сервисов и инструментов.
Редиректы
Перед переносом или перезапуском сайта вы должны собрать полный набор URL-ов и редиректов на сайте. Проверьте, все ли ссылки до сих пор активны и ведут ли они на нужные страницы.
Тестирование безопасности
Это целая сфера компетенции, и её воплощение на разных платформах разнится. Базовый уровень – это OWASP Top 10, набор рекомендаций для разработчиков, касающийся безопасности любого сайта. Также убедитесь, что у вас настроены все SSL-сертификаты, что ресурс защищён от межсайтовых сценариев и фрейм-джеккинга, и что вы используете лучшие практики для обеспечения безопасности веб-сервера и доступа к инфраструктуре.
Производительность системы
Для этого тоже есть много инструментов. Найдите подходящий и тестируйте сайт, пока он не упадёт. Улучшайте показатели, пока не превысите ожидаемую нагрузку.
Удобство для пользователя
Круто иметь хорошо работающий сервер, но это не всё. На эффективность сайта сильно влияет внешний интерфейс, front-end. Найти проблемы в нём помогут, например, Google PageSpeed Insights и Lighthouse от той же компании.
Доступность
Сделать сайт, доступный каждому – это цель для бизнеса, и ваш моральный долг. Что может понизить доступность? Трудночитаемые блоки, недостаточная контрастность, необязательные метаданные.
Не только сайт
Наконец, во время перезапуска или переноса сайта нужно учитывать не только содержимое сайта. Убедитесь, что сторонние сервисы, внутренний или внешний брендинг и все контакты выстроены для поддержки перезапуска.
Подытожим
Да, вам нужно много чего учесть. Но лучше заранее всё выправить, чем потом страдать от багов или низкой эффективности сайта.
Смотрите также:
8 шагов для запуска и перезапуска сайта - проверьте по чек-листу
Тест: Насколько эффективна ваша домашняя страница?
Забираем трафик у конкурентов (в рамках этики)