Найти тему
Серебряный Месяц

Муза акростихии (О визуализации форм и форматов стихосложения)

Оглавление

Владение словом у поэтов Серебряного века было безупречным. Помимо души, которую они вкладывали в свои стихи, интересно понаблюдать и за «королевскими играми» с формой стихотворения.

Акростихия. Волна пошла из Древней Греции

Одним из любимых форматов был акростих – стихотворение, начальные буквы каждой строки которого составляют слово или фразу. Возник он в Древней Греции, и название его происходит от греческого «акрос» - «находящийся на краю».

Акростих рассчитан на зрительное восприятие, на слух он трудно ощутим.

В русской поэзии акростих распространился в 17 веке. Составление акростихов было особенно популярным среди поэтов-монахов, сторонников Патриарха Никона.

При Патриархе Никоне не только Церковный раскол произошел, но и акростихи активно слагались.
При Патриархе Никоне не только Церковный раскол произошел, но и акростихи активно слагались.

Выдающимся мастером сложных акростихов был иеромонах-никоновец Герман, живший в 17 веке. Почти в каждом акростихе он зашифровывал свое имя.

А "Новый Иерусалим" можешь на акростих положить?
А "Новый Иерусалим" можешь на акростих положить?

Муза акростихии

Хотя исторический «заплыв» в акростихию показывает, что далеко не только именем и фамилией адресата ограничивается фантазия авторов. Никто не запрещает «зашить» в «хребет» (вертикальная надпись по левому краю текста, состоящая из первых строчных букв стихотворения) и понравившийся афоризм, и кличку любимой собаки, и фанатскую кричалку. Было бы желание и вдохновение. Тогда и Муза акростихии обязательно посетит.

Муза акростихии. Без вдохновения никуда. Без желания тоже.
Муза акростихии. Без вдохновения никуда. Без желания тоже.

Высшим пилотажем считалось наполнение художественным смыслом строк, имеющих граничные условия в виде начальных букв, которые и составляют тот самый вертикальный хребет акростиха. Интересный тип акростиха представляют загадки, где отгадка дается по левой вертикали.

Статс-секретарь Государя Императора Павла I, друг Петра Вяземского, поэт-весельчак Юрий Нелединский-Мелецкий в начале 19-го века так замечательно писал о дружбе:

Довольно именем известна я своим;

Равно клянется плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями – не быть я создана.

Мы не любим, просто дружим...
Мы не любим, просто дружим...

Поэт Сергей Городецкий через столетие восхищался книгой:

Кто когда бродил в тумане

Ночью, в холоде, во мгле,

Иль в людском земном обмане,

Гордо знает, что земле -

Альфа света, солнца, знаний?

Альфа света, солнца, знаний...
Альфа света, солнца, знаний...

Было бы удивительно, если бы возможности акростиха не использовались в качестве рекламы или антирекламы. Понравилась эта идея и «ленинской гвардии», которая приказала даже акростихам «выполнять партийное задание», а именно агитировать за Советскую власть. Так, в 1922 году в газете «#Правда» появляется стихотворение, где начальные буквы составляют фразу «Подпишись на «Правду».

Ругательства и хулиганства тоже зарифмуем

Акростих может быть коварен, потому что не сразу заметен. Известна история с молодежной газетой, в которой нагоняй получили ответственные работники редакции за пропущенное в печать ругательное акро-посвящение Никите Хрущеву.

Никита Сергеич : "Кто написал этот стишок???"
Никита Сергеич : "Кто написал этот стишок???"

Главный редактор, которого чуть не сняли с работы, оправдывался тем, что он не китаец и не японец, чтобы читать #стихи по вертикали!

Про ругательства, вшитые в «хребет», можно отдельную книгу написать, настолько много примеров сохранила нам история веселого поэтического хулиганства.

Ограничусь одной историей застойно-застольных семидесятых-восьмидесятых. Был такой поэт-пьяница Павел Мелехин, который писал хорошие стихи, но не умел их «пристраивать» в печатные издания.

Павел Мелехин. Веселый поэт "Дядя Паша"
Павел Мелехин. Веселый поэт "Дядя Паша"

Сам родом из Воронежа, он, переехав жить в #Подмосковье, наладил торговую взаимо-выгодную связь с земляками-воронежцами, которые вроде бы и считались поэтами, но писать так складно и красиво, как дядя Паша, не могли, но готовы были раскошелиться за интересные стихи. Писал Мелехин легко, являясь источником поэтического дара сразу для нескольких советских поэтов.

Вот как вспоминает эту историю Николай Старшинов, поэт и редактор знаменитого альманаха «#Поэзия», сам не понаслышке знающий толк в системных запоях: «Болезнь Павла прогрессировала… В одном из писем… он требовал от очень высоких инстанций не только публикации его стихов, но и присвоения ему звания Героя Советского Союза за смелые разоблачения многих ответственных чиновников Союза писателей!.. Не больше и не меньше - звания Героя Советского Союза. Кончилась его жизнь трагически - он выбросился из окна...»

Николай Старшинов - прекрасно мог и рифму подобрать, и "на троих" сообразить
Николай Старшинов - прекрасно мог и рифму подобрать, и "на троих" сообразить

Уже после смерти дяди Паши в издательстве «Советский писатель» вышла книга стихов Михаила Касаткина. Старшинов вспоминает: «И вдруг обнаружилось, что одно стихотворение является акростихом. Из первых букв, начинающих каждую строку, сложилось: «Касаткин ти говно». Слова, начинающегося на «ы» просто не нашлось…» И такое бывает.

Михаил Касаткин иногда прикупал у дяди Паши пару-тройку стихотворений
Михаил Касаткин иногда прикупал у дяди Паши пару-тройку стихотворений

"Цветов на лужайке" для друзей не жалко

Ну а мы возвращаемся к тому, с чего начинали экскурс в акростихию. В Серебряном веке – зашифрованной нитью Ариадны, (все же хребет – это не очень благозвучно и совсем не изысканно!) были, по большей части, имена поэтов, которым уважающие их другие поэты посвящали стихи. А если тебе преподносят подарок, то хорошим тоном будет на него достойно ответить. Вот и распускались, как цветы на лужайке, акростихи с именами высшей пробы. Михаил Кузмин, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Игорь-Северянин, Борис Пастернак, Марина Цветаева - всех просто не перечислить.

Практически все поэты Серебряного века писали друг другу акростихи
Практически все поэты Серебряного века писали друг другу акростихи

Понятно, что у одних поэтов это получалось хорошо, у других – замечательно, но, во всех вариациях, - подарочный вид стихотворения прошел через века и сохранился до наших дней. Такие поэтические подарки надо не только слушать, но и обязательно видеть. Только тогда открывается яркая особенность этой удивительной разновидности стихосложения – дарить возможность радовать и радоваться.

Анна Ахматова, которой не одно акростихотворение посвятил Николай Гумилев
Анна Ахматова, которой не одно акростихотворение посвятил Николай Гумилев

Для тех, кто дочитал – бонусом акро-стихотворение Николая Гумилева, посвященное Анне Ахматовой:

Ангел лёг у края небосклона.
Наклонившись, удивлялся безднам.
Новый мир был синим и беззвездным.
Ад молчал, не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биение,
Хрупких рук испуг и содроганье.
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живет, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

А вы, любезные читатели, когда-нибудь писали акро-стихотворения? Может быть, поделитесь в комментариях?