Страшнее крика живых только шёпот мертвых, не так ли?
Фильм Ингмара Бергмана «Шепоты и крики», снятый в 1972 г. – это очень страшный, безжалостный, реалистичный и завораживающий фильм. Фильм о неминуемой смерти, равнодушии родных людей. Перед нами предстают ужасные вещи, которые даже кажутся противоестественными. Несмотря на внешнюю простоту сюжета, фильм многогранен.
Бергман искусно показывает внутреннее состояние героев через символы и цветовую гамму.Зеленеющая природа вдруг сменяется кроваво-красным интерьером роскошного, но совершенно безжизненного особняка, в котором и разворачивается история трех сестер и служанки. Главные цвета картины: красный, белый и черный. Черный – лишь олицетворение траурного ритуала, а красный – цвет души. Ингмар Бергман именно так и говорил: «В детстве я думал, что душа должна быть похожа на дракона. Эдакий сгусток синего тумана, - полурыба или полуптица – внутри которого бьется красное пламя». Агнесс, одна из сестер, смертельно больна, у нее рак последней стадии. Долгое время она страдает от нестерпимой боли. Она ждет уготовленную ей участь, как освобождение от всех мук, которые она успела перенести. Все в этом доме говорит о смерти: медленно тикают часы на протяжение практически всей картины, которые говорили об уходящем времени; угнетающая обстановка в ярко красном цвете, полностью лишенная жизни; тишина и безмолвие. Люди в этом доме, словно тени, боятся нарушить зловещую тишину и находятся в ожидании также тихо надвигающейся смерти. На секунду можно подумать, что героини словно становятся предметами интерьера в своих мертвенно белых или же фактурных черных нарядах.
Карин и Мария будто с надеждой ждут смерти своей сестры. Лишь служанка Анна относится к больной с добротой и сочувствием. Все эти женщины одинаково несчастны. Не познав любви матери, сестры обречены на несчастную жизнь.
Агнесс олицетворяет крик, но ее будто никто не слышит или же просто не хочет слышать, лишь служанка Анна, как олицетворение милосердия. Сестры – это шепот. Они боятся нарушить тишину и имитируют некую деятельность в помощь больной, за которой скрывается безразличие. Шепот, переходящий в молчание, становится громче криков. Наблюдая за Агнесс, сестры будто видят в ее больном изможденном теле свою собственную смерть и поэтому и испытывают неприязнь и страх. После смерти Агнесс возвращается, она будто не может уйти. Сестры не хотят верить в это. Агнесс просит у них лишь подержать ее за руку, дать ей тепла, что приводит сестер в ярость. Они испытывают полное отвращение от умирающего тела, им неприятно даже прикоснуться к нему. Только Анна приходит к ней на помощь, в попытках спасти ее неспокойную душу. Самым громким звуком после смерти Агнесс становится тишина.
Фильм завершается фразой: «И тогда смолки шепоты и крики». На протяжении всего фильма они звучали в тишине, в которой после утонули.
«Шепоты и крики» показывает нам равнодушие родных людей, которое словно убивает. Ведь это страшно – умирать в одиночестве. И даже крик не способен здесь что-то изменить, потому что его никто не услышит. Фильм поднимает одну из самых острейших тем: взаимоотношения в семье, принятие и любовь, а также то, что иногда совершенно чужой человек может стать ближе, чем родные. Здесь в полной мере раскрыты трагедия отчуждения и безразличия.