Найти тему
Ekaterina Levchuk

К/ф "Шепоты и крики": неумолимый страх перед лицом смерти или обычное безразличие?

Страшнее крика живых только шёпот мертвых, не так ли?

Фильм Ингмара Бергмана «Шепоты и крики», снятый в 1972 г. – это очень страшный, безжалостный, реалистичный и завораживающий фильм. Фильм о неминуемой смерти, равнодушии родных людей. Перед нами предстают ужасные вещи, которые даже кажутся противоестественными. Несмотря на внешнюю простоту сюжета, фильм многогранен.

Бергман искусно показывает внутреннее состояние героев через символы и цветовую гамму.Зеленеющая природа вдруг сменяется кроваво-красным интерьером роскошного, но совершенно безжизненного особняка, в котором и разворачивается история трех сестер и служанки. Главные цвета картины: красный, белый и черный. Черный – лишь олицетворение траурного ритуала, а красный – цвет души. Ингмар Бергман именно так и говорил: «В детстве я думал, что душа должна быть похожа на дракона. Эдакий сгусток синего тумана, - полурыба или полуптица – внутри которого бьется красное пламя». Агнесс, одна из сестер, смертельно больна, у нее рак последней стадии. Долгое время она страдает от нестерпимой боли. Она ждет уготовленную ей участь, как освобождение от всех мук, которые она успела перенести. Все в этом доме говорит о смерти: медленно тикают часы на протяжение практически всей картины, которые говорили об уходящем времени; угнетающая обстановка в ярко красном цвете, полностью лишенная жизни; тишина и безмолвие. Люди в этом доме, словно тени, боятся нарушить зловещую тишину и находятся в ожидании также тихо надвигающейся смерти. На секунду можно подумать, что героини словно становятся предметами интерьера в своих мертвенно белых или же фактурных черных нарядах.

Карин и Мария будто с надеждой ждут смерти своей сестры. Лишь служанка Анна относится к больной с добротой и сочувствием. Все эти женщины одинаково несчастны. Не познав любви матери, сестры обречены на несчастную жизнь.

​Агнесс олицетворяет крик, но ее будто никто не слышит или же просто не хочет слышать, лишь служанка Анна, как олицетворение милосердия. Сестры – это шепот. Они боятся нарушить тишину и имитируют некую деятельность в помощь больной, за которой скрывается безразличие. Шепот, переходящий в молчание, становится громче криков. Наблюдая за Агнесс, сестры будто видят в ее больном изможденном теле свою собственную смерть и поэтому и испытывают неприязнь и страх. После смерти Агнесс возвращается, она будто не может уйти. Сестры не хотят верить в это. Агнесс просит у них лишь подержать ее за руку, дать ей тепла, что приводит сестер в ярость. Они испытывают полное отвращение от умирающего тела, им неприятно даже прикоснуться к нему. Только Анна приходит к ней на помощь, в попытках спасти ее неспокойную душу. Самым громким звуком после смерти Агнесс становится тишина.

 Фильм завершается фразой: «И тогда смолки шепоты и крики». На протяжении всего фильма они звучали в тишине, в которой после утонули. 

«Шепоты и крики» показывает нам равнодушие родных людей, которое словно убивает. Ведь это страшно – умирать в одиночестве. И даже крик не способен здесь что-то изменить, потому что его никто не услышит. Фильм поднимает одну из самых острейших тем: взаимоотношения в семье, принятие и любовь, а также то, что иногда совершенно чужой человек может стать ближе, чем родные. Здесь в полной мере раскрыты трагедия отчуждения и безразличия.