Найти тему

Что не так с современным образованием в России? Выделяем основные проблемы

Оглавление

О теме образования в принципе можно рассуждать бесконечно, а в России – особенно. В нашей стране образование активно обсуждается (и часто осуждается) разными слоями общества, начиная от медийных лиц и заканчивая студентами отечественных вузов или родителями школьников, по вечерам вместе с ребенком склоненными над непонятными домашними заданиями на кухне.

Академическая система нашей страны действительно ведет учащихся к деградации? Не дает того, для чего создавалась – качественную базу практических и теоретических навыков? Или надежда сформировать надежную систему обучения есть, нужно только приложить усилия?

В чем главная проблема российского образования?

Мнений по этому поводу достаточно много – мы рассмотрим самые популярные точки зрения. Только в этом году на февральском заседании президиума Государственного совета и Совета при президенте по науке и образованию эксперты назвали ключевые проблемы, актуальные для сферы образования сегодня:

Нехватка квалифицированных преподавательских кадров

-2

Подготовка квалифицированного преподавателя – приоритетная задача для сферы отечественного образования на протяжении многих лет. Однако за последние 10-15 лет количество педагогических вузов на территории страны сильно уменьшилось, что повлияло и на рост числа профессиональных кадров. Теперь государственным структурам предстоит вернуть систему педагогических вузов.

Сложности с цифровизацией академической среды

С одной стороны, сфера образования отстает от цифровой, учитывая активное развитие новых технологий. С другой – излишняя динамика технологического развития может повлиять на привычный процесс развития и воспитания учеников. Поэтому внедрять новые технологии необходимо последовательно.

Баланс между гибкостью учебных программ и единым подходом к требованиям и условиям обучения

Для этих целей был запущен национальный проект «Образование» указом Президента. Поскольку он реализуется финансовыми силами регионов, здесь тоже нет единой схемы проведения. Также идет активное обсуждение по введению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Названные проблемы особенно характерны для среднего образования. По словам президента, этап школы должен стать сферой комплексного формирования личности у подрастающего поколения, поэтому нужно вернуть в образовательную систему разные аспекты воспитания личности

Что касается высшей школы, то здесь эксперты назвали актуальной проблему выстраивания взаимосвязи между средним и высшим образованием. Велика вероятность, что решением станет пересмотр системы выпускных экзаменов или введение отдельного этапа подготовки к поступлению в высшее учебное заведение.

Не менее важной проблемой один из экспертов собрания назвал существующую неравномерность распределения сильных университетов по территории России. Большинство ведущих вузов нашей страны находятся в столице, поэтому выпускники региональных школ вынуждены ехать поступать туда или выбирать другие крупные города для поступления, оставаясь там после выпуска для профессиональной деятельности.

10 факторов, влияющих на качество среднего образования

Мы назвали официальные причины не слишком успешно работающей системы образования на территории РФ. Теперь поговорим о причинах неофициального характера, которые актуальны не меньше – перечень основан на опросе родителей учащихся российских школ.

  • Недостаток программ профильного обучения

Основная часть программ средних школ направлена на изучение гуманитарных, технических или естественных наук. С учетом государственных учебных стандартов РФ сложно создать гибкую программу, учитывающую интересы каждого ребенка. Сами школьники считают такой формат выбора удобным, так как хотят с определенного класса делать упор на изучение дисциплин, необходимых в выбранной ими профессии.

  • Несоответствие показателей по оценкам и реальных знаний учеников

-3

Вопрос рейтингов актуален среди школ по аналогии с вузами. Чем выше показатели академической успеваемости – тем больше преимуществ и бонусов учебное заведение может получить. Однако такое условие часто приводит к простой погоне за баллами без получения фактических знаний и навыков. А сам фактор оценки может повлиять на мотивацию учеников: двойки или тройки демотивируют школьников, хотя определенные знания они получают.

  • Чрезмерно формальный подход

Сегодня бюрократия затрагивает каждую сферу школьной жизни, хотя это не устраивает учеников и самих педагогов. Ведение электронных журналов, оформление полей в тетради, соблюдение различных правил уже с первого класса – эти формальности сказываются на качестве образования. При этом со своей задачей – контролировать и поддерживать порядок – не особо справляются.

  • Разный уровень подготовки учащихся

Актуальный вопрос, ведь дети приходят в школу из разных семей. Одни родители озадачены предварительной подготовкой ребенка к школе, а другие убеждены, что это «работа учителей». Так в одном классе начальной школы на 25-30 человек оказываются дети, умеющие считать или читать, и те, с кем надо разучивать алфавит. Классическая система среднего образования не настолько гибкая, чтобы учесть интересы двух категорий учащихся, и ребята, схватывающие материал быстрее, на уроках скучают. А другие могут почувствовать себя недостаточно эрудированными, что приводит их к стрессу и демотивации. Грамотный учитель может свести такой дисбаланс к минимуму через подход к обеим группам учеников, однако таких виртуозов образования у нас очень мало (возвращаемся к причине отсутствия квалифицированных кадров).

  • Невысокая эффективность учебных занятий

По государственным стандартам один урок в школе проходит 45 минут: из них 10-15 обычно посвящается организационным вопросам, столько же – на проверку домашнего задания. По нехитрым математическим вычислениям на подачу нового материала остается от силы 15 минут. Расчеты приведены для класса спокойных учеников, где дополнительно не придется заниматься вопросами дисциплины – а это большая редкость в среднестатистической российской школе.

  • Громоздкие задания на дом

-4

С учетом предыдущего пункта, тот материал, который учителя не успели объяснить детям на уроке, автоматически переходит на самостоятельное изучение дома. Существует стандарт СанПина, где на выполнение домашнего задания выделяется 1,5-2 для начальной школы, по 2,5 часа – начиная с 6 класса, от 3,5 часов – для 9 класса или старше. На деле времени уходит намного больше: часто домашние задания настолько объемные, что ученик сидит за уроками допоздна, иногда даже прибегая к помощи родителей. При этом детей никто не обучает распределению времени, поэтому они вынуждены справляться, как получается.

  • Недостаточно квалифицированная подготовка молодых педагогов

Незаинтересованность в высоких результатах своих учеников проскальзывает и у молодых учителей, и у опытных педагогов – это также одна из актуальных проблем российских школ. По словам учителей, отслеживание успеваемости и подготовка креативных заданий для повышения интереса школьников сильно затормаживается необходимыми формальными процедурами. Заполнение журнала или другая отчетность, проверка домашних заданий – всё это занимает много времени. Молодые преподаватели с маленьким стажем вынуждены также брать руководство классом и репетиторство, и на прокачку педагогических навыков времени просто не остается. При таком темпе работы учителя достаточно быстро подвергаются выгоранию – эмоциональному или физическому.

  • Устаревшие методики и учебные подходы

Введение электронного документооборота сильно взбаламутило учителей пожилого возраста. Им непросто найти подход к подрастающему поколению Z, интересы которого сосредоточены на жизни в интернете: социальные сети, игры, сериалы. Многие взрослые педагоги, к сожалению, предпочитают просто отрабатывать часы до пенсии. Есть исключения, которые пробуют говорить с ребятами на их языке – ученики поддерживают и уважают это. Однако больше всё-таки тех, кто недоволен наступившими изменениями и открыто демонстрирует это школьникам, проявляя профессиональную некомпетентность.

  • Отсутствие систематизированной подготовки к сдаче ОГЭ или ЕГЭ

Подготовка к обязательным экзаменам после 9 и 11 классов никак не интегрируется в повседневную учебную программу по разным предметам. Чтобы успешно пройти тестовый экзамен, ученику недостаточно просто разбираться в предмете – ему еще нужно знать инструкцию по прохождению аттестации такого формата. Правильная интерпретация заданий, указание ответов по форме, знание критериями оценки – все эти нюансы учителя классических средних школ не объясняют. Поэтому чтобы ученик сдал обязательный экзамен, родители вынуждены отправлять его к репетитору или на дополнительные курсы.

  • Внеучебная нагрузка школьников

-5

Современная средняя школа не ставит своей задачей воспитательное обучение детей помимо академического. При этом заведение обязано организовать внеклассную активность учеников: посещение разных секций, концертов, мероприятий развлекательно-социального характера (чаепития, классные часы) носит добровольно-принудительный характер, поэтому не приветствуются большинством учеников и родителями. Это связано еще с тем, что семьи параллельно с основной школой отдают детей в секции дополнительного образования: музыкальную или художественную школу, на хоккей, разные единоборства, танцы и так далее.

Университеты России: погрешности системы высшего образования в нашей стране

Со средним образованием разобрались – переходим к проблемам высшего. Некоторые из перечисленных факторов также будут характерны для университетов, только на этапе высшей школы трудности по соблюдению высокого качества академических услуг выходят на другой уровень.

Изучив информацию нескольких источников, мы собрали причины, по которым высшее образование сегодня ощутимо уступает классическому советскому, в свое время эталонному:

  • Коррупция. Об этом явлении российской системы образования не будем говорить подробно. Сюда относится много разных случаев: от школьных взносов или поборов до хищения бюджетных средств или изготовления поддельных дипломов.
  • Неадаптированный переход на европейские стандарты. Попытка организовать структуру высшего образования по Болонской системе, как в зарубежных странах, без предварительной подготовки для нашей страны прошла не очень успешно. Программу специалитета урезали до 4-х лет, а новый учебный формат «магистратуры» до сих пор остается понятым не до конца: это полноценное второе высшее, даже если поменять специализацию, или в магистратуру можно только по тому направлению, где получена степень бакалавра?
  • Распад старой системы без создания новой. Этот пункт поясняет предыдущий – поскольку организация учебного процесса в России во многом опиралась на советскую, мы оказались не готовы к стремительным переменам глобального уровня. Индустриальное общество сменилось информационным, потребовав инноваций и современных технологий, а существующие учебные материалы потеряли актуальность.
  • Слабое финансирование. Вопрос часто поднимается, все учебные заведения учреждения нашей страны сталкиваются с ним. Существенной причиной некачественного образования как раз принято считать отсутствие необходимых средств для развития и введения обновлений.

-6

  • Теоретическая, а не практическая направленность образования. Подготовка студентов как будущих специалистов сегодняшней системой обучения больше ориентирована на теоретическую базу, чем на практические навыки. Не каждый студент может сказать, что полученное образование помогло в работе – большинство получают профессиональные навыки уже на месте.
  • Отсутствие связи у разных уровней образования. Подход, который России стоит перенять у Запада, – взаимосвязь всех этапов обучения от дошкольной ступени до высшего образования. Чтобы один этап являлся подготовкой для другого: в старших классах это полноценная подготовка к ЕГЭ, а на дошкольном этапе – работа с детьми под чутким руководством профессиональных воспитателей.
  • Непродуманное законодательство в образовательной сфере. Государство периодически осуществляет попытки сформировать подходящие законы: обозначить социальные обязательства от лица государства, прописать четкие принципы лицензирования учебных заведений, усилить законы по контрольным процедурам и т.д.
  • Увеличение спроса на высшее образование. За последние 20-25 лет показатель существенно вырос. Престиж получения рабочих профессии снизился, как следствие – упал спрос на обучение в техникумах или ПТУ. С конца 90-х прослеживается тенденция по нехватке рабочих кадров с переизбытком работников интеллектуального труда.

Пути решения проблем современной образовательной системы

-7

Проблемы с разной запущенностью присутствуют на любом уровне российской системы образования. Изменить это могут планомерные и последовательные меры — сегодня это стратегическая задача, решение которой важно для России.

  • Введение новых реформ, направленных на повышение уровня образованности российских граждан, увеличение числа квалифицированных кадров, улучшение качества образования до международного уровня
  • Смещение акцента с количества на качество: по данным Минобразования в России действует больше 2000 учебных заведений высшего образования, но только 20 считаются ведущим вузами с обучением высокого уровня
  • Есть смысл вернуться к схеме построения высшего образования, успешно реализованной в социалистическом прошлом нашей страны плюс дополнить ее актуальными академическими методами и современными технологиями, как в зарубежных странах
  • Восстановить высокий статус профессии преподавателя и педагога, чтобы будущие специалисты имели личную мотивацию делать свою работу качественно.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Обучение английскому языку за границей для детей, школьников, студентов

Обучение за границей после 9, 10, 11 класса: 10 лучших вариантов

Лагеря во Франции, лучшие языковые лагеря Франции для детей и подростков