Найти тему
Духовные зерна

На что жить бедному священнику? (несколько слов о доходах пастырей)

Сам Христос сделал заповедью следующее положение для благовествующих Царство Божие:

"Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания" (Мф. 10, 9-10).

Подтверждение этому мы находим в Послании коринфянам апостола Павла:
"
Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1 Кор. 9, 13-14).

Еще во времена Ветхого Завета Бог повелел Израилю через Моисея отделить Ему колено Левиино для служения при скинии, где приносились жертвы.
"
В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его" (Втор. 10, 8).
И особенно Бог выделил род Аарона, возложив на него священство: совершать священнодействия в Святое и Святое святых скинии (а потом и в храме).

Священнослужители освобождались от всякого труда, но они и не имели удела земли, в отличие от других колен Израилевых. В Земле обетованной левитам было определено пять городов, где они жили. Существовали левиты за счет всего общества Израильского.

Так что в наши дни проповедующие Евангелие могут жить за счет благовествования, то есть от пожертвований. Так жил последние три года и Сам Иисус Христос. Из Писаний мы знаем, что были люди, которые служили Ему своими личными средствами. Среди них была Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим (Лк. 8, 3). Пожертвования складывались в ящик, который носил Иуда, – казначей, впоследствии и предавший Христа.

Обратим внимание, что Христос никогда не требовал определенной платы за Свое благовестие. Так же поступали и апостолы. А Павлу приходилось иногда работать своими руками, чтобы иметь средства на пропитание (Деян. 18, 2-3). В том же Послании коринфянам, где апостол пишет о повелении Господа жить от благовествования, он добавляет: "но я не пользовался ничем таковым" (1 Кор. 9, 15).

В условиях Нового Завета священник, пастор, дьякон может жить на пожертвования, но ни в коем случае не требовать от паствы содержать его вместе со всем семейством. Тем более священник, как представитель Господа Иисуса Христа, взывающий от Его имени, не имеет морального права жить в роскоши, быть материально богаче тех, кто приходит на богослужение в церковь и слушает его проповеди об отречении, нестяжании и проч.

"Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя" (Евр. 13, 5).

Когда мы видим служителей, разъезжающих на дорогих машинах и имеющих личные самолеты, не дискредитируется ли этим учение Христово? Бедная паства не может себе этого позволить, а богатое священство может. Какая несправедливость! Христос мог бы прекрасно устроить Свою личную жизнь, зная что где лежит и какие сокровища скрываются в тайных местах. Но Он не стал этого делать. Он был Царем и Господом, не имеющим место, где "голову приклонить" (Мф. 8, 20).

Паникующий священник в вопросе "а на что я буду жить, на что семью кормить?" не имеет надежды на Всемогущего Бога, Который всё может дать и от всего избавить. Справедливым становится тогда замечание людей: "А где же ваш Бог? куда подевался?"

Не имеет также права служитель Божий исполнять заповеди за деньги, то есть требовать с людей плату за исцеление, совершение крещения, благословение, молитвы. Эти святые действия не продаются за деньги! Иначе живые заповеди превращаются в мертвые обряды, от которых нет никакой духовной пользы. В таких делах Бог не участвует. Ведь сила и благодать даются от Бога даром. Христос не торговал исцелениями и пророчествами.

Некогда я общался со студентами одной из европейских семинарий. Как-то встретившись с ними возле учебного заведения, обратил внимание, что среди обучающихся было много греков. Мои друзья мне пояснили, что греческие священники хорошо зарабатывают, поэтому будущие предстоятели учатся, чтобы впоследствии получить иерейский сан и хорошо обеспечить свою жизнь. Меня это сильно поразило. К сожалению, многие приходят к Богу из корыстных побуждений. Это те, которые думают, будто благочестие служит для прибытка (1 Тим. 6, 5). Для них служение Богу – это прибыльное дело. Апостол советовал своему духовному сыну Тимофею удаляться от таких. Что они будут делать в день посещения Господня, что скажут своему Пастырю? Конец их будет по делам их (1 Кор. 11, 15).