Сам Христос сделал заповедью следующее положение для благовествующих Царство Божие:
"Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания" (Мф. 10, 9-10).
Подтверждение этому мы находим в Послании коринфянам апостола Павла:
"Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1 Кор. 9, 13-14).
Еще во времена Ветхого Завета Бог повелел Израилю через Моисея отделить Ему колено Левиино для служения при скинии, где приносились жертвы.
"В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его" (Втор. 10, 8).
И особенно Бог выделил род Аарона, возложив на него священство: совершать священнодействия в Святое и Святое святых скинии (а потом и в храме).
Священнослужители освобождались от всякого труда, но они и не имели удела земли, в отличие от других колен Израилевых. В Земле обетованной левитам было определено пять городов, где они жили. Существовали левиты за счет всего общества Израильского.
Так что в наши дни проповедующие Евангелие могут жить за счет благовествования, то есть от пожертвований. Так жил последние три года и Сам Иисус Христос. Из Писаний мы знаем, что были люди, которые служили Ему своими личными средствами. Среди них была Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим (Лк. 8, 3). Пожертвования складывались в ящик, который носил Иуда, – казначей, впоследствии и предавший Христа.
Обратим внимание, что Христос никогда не требовал определенной платы за Свое благовестие. Так же поступали и апостолы. А Павлу приходилось иногда работать своими руками, чтобы иметь средства на пропитание (Деян. 18, 2-3). В том же Послании коринфянам, где апостол пишет о повелении Господа жить от благовествования, он добавляет: "но я не пользовался ничем таковым" (1 Кор. 9, 15).
В условиях Нового Завета священник, пастор, дьякон может жить на пожертвования, но ни в коем случае не требовать от паствы содержать его вместе со всем семейством. Тем более священник, как представитель Господа Иисуса Христа, взывающий от Его имени, не имеет морального права жить в роскоши, быть материально богаче тех, кто приходит на богослужение в церковь и слушает его проповеди об отречении, нестяжании и проч.
"Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя" (Евр. 13, 5).
Когда мы видим служителей, разъезжающих на дорогих машинах и имеющих личные самолеты, не дискредитируется ли этим учение Христово? Бедная паства не может себе этого позволить, а богатое священство может. Какая несправедливость! Христос мог бы прекрасно устроить Свою личную жизнь, зная что где лежит и какие сокровища скрываются в тайных местах. Но Он не стал этого делать. Он был Царем и Господом, не имеющим место, где "голову приклонить" (Мф. 8, 20).
Паникующий священник в вопросе "а на что я буду жить, на что семью кормить?" не имеет надежды на Всемогущего Бога, Который всё может дать и от всего избавить. Справедливым становится тогда замечание людей: "А где же ваш Бог? куда подевался?"
Не имеет также права служитель Божий исполнять заповеди за деньги, то есть требовать с людей плату за исцеление, совершение крещения, благословение, молитвы. Эти святые действия не продаются за деньги! Иначе живые заповеди превращаются в мертвые обряды, от которых нет никакой духовной пользы. В таких делах Бог не участвует. Ведь сила и благодать даются от Бога даром. Христос не торговал исцелениями и пророчествами.
Некогда я общался со студентами одной из европейских семинарий. Как-то встретившись с ними возле учебного заведения, обратил внимание, что среди обучающихся было много греков. Мои друзья мне пояснили, что греческие священники хорошо зарабатывают, поэтому будущие предстоятели учатся, чтобы впоследствии получить иерейский сан и хорошо обеспечить свою жизнь. Меня это сильно поразило. К сожалению, многие приходят к Богу из корыстных побуждений. Это те, которые думают, будто благочестие служит для прибытка (1 Тим. 6, 5). Для них служение Богу – это прибыльное дело. Апостол советовал своему духовному сыну Тимофею удаляться от таких. Что они будут делать в день посещения Господня, что скажут своему Пастырю? Конец их будет по делам их (1 Кор. 11, 15).